Защита прав потребителей в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания
Реестр свидетельств работников общественных объединений потребителей
Опрос по выбору тематики 2024 года по вопросам защиты прав потребителей
Опрос населения о знаниях в сфере защиты прав потребителей
Приобретая технически сложный товар, знайте!
Статьей 28 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 №90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребителю предоставлено право в течение четырнадцати дней (если более длительный срок не объявлен продавцом) с момента передачи ему непродовольственного товара, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар, за исключением товаров, входящих в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату (далее – Перечень №778), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 №778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (пункт 3 статьи 28 Закона).
В пункте 7 Перечня №778 перечислены технически сложные товары бытового назначения надлежащего качества, не подлежащие обмену и возврату.
К таким товарам относятся: электрические бытовые машины и приборы, электрические нагревательные приборы, электроинструменты, электрические контрольно-измерительные приборы, телерадиотовары, электромузыкальные инструменты, фотоаппараты и фотокамеры цифровые, киноаппаратура любительская, телекоммуникационное оборудование бытового назначения, обладающее двумя и более функциями и имеющее сенсорный экран или элементы программного управления, часы, компьютеры персональные, планшеты, ноутбуки, печатающие устройства, мониторы (дисплеи), сканеры, игровые приставки с элементами программного управления, прочие устройства ввода и вывода, копировально-множительные машины, газонокосилки (триммеры) с электрическим или бензиновым приводом, бензопилы, швейные машины, машины и аппараты вязальные, машины раскройные, для шитья меха, обметочные и стачивающе-обметочные, бытовая газовая аппаратура и иные товары с питанием от сети переменного тока, на которые установлены гарантийные сроки и в техническом паспорте (заменяющем его документе) которых имеется отметка о дате продажи.
Таким образом, обменять, либо вернуть технически сложный товар надлежащего качества, не подошедший по размеру, цвету и др. характеристикам нельзя.
Пунктом 7 статьи 20 Закона определено, что в отношении технически сложного товара или дорогостоящего товара потребитель (в случае реализации товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом) вправе предъявить требования, указанные, в частности, в подпункте 1.1 пункта 1 (о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества) и пункте 3 (о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы) данной статьи, в течение тридцати дней со дня передачи товара продавцом потребителю. По истечении указанного срока такие требования могут быть предъявлены потребителем в случае обнаружения в товаре существенного недостатка или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков товара, предусмотренных частью первой пункта 1 статьи 22 Закона.
При этом существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости товара (работы, услуги), определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки (статья 1 Закона)».
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 43 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» местные исполнительные и распорядительные органы оказывают досудебную помощь по вопросам защиты прав потребителей посредствам рассмотрения обращений потребителей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и юридических лиц. Местные исполнительные и распорядительные органы рассматривают обращения по первой инстанции в досудебном порядке.
Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» установлено, что обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее, если не указано иное, — обращения) независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию (далее, если не указано иное, — организация) они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных исполнительных и распорядительных органах.
Учитывая изложенное, изначально по вопросам защиты прав потребителей необходимо обращаться в местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения объекта розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, либо по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в случае приобретения товара ненадлежащего качества посредством интернет-магазина.
Опрос по изучению общественного мнения в части защиты прав потребителей в электронной торговле
Нормативные правовые акты
О защите прав потребителей.
Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З
О дополнительных мерах по защите прав потребителей.
Указ Президента Республики Беларусь от 5 декабря 2014 г. № 567
О некоторых мерах по повышению ответственности за качество отечественных товаров.
Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 186
О некоторых мерах по защите прав потребителей.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 935
О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703
О создании и функционировании рынков.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2014 г. № 686
О некоторых вопросах защиты прав потребителей.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 января 2009 г. № 26
О некоторых вопросах информирования потребителей о продовольственном сырье и пищевых продуктах.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2005 г. № 434
Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590
О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778
О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей.
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 июня 2010 г. № 4
О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29 ноября 2018 г. № 85
Об утверждении текста плаката «О правах потребителей».
Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 17 декабря 2015 г. № 94
О мерах по обеспечению соблюдения законодательства о защите прав потребителей при осуществлении интернет-торговли.
Рекомендации Министерства торговли Республики Беларусь от 6 ноября 2014 г.
Информация для потребителей
- Памятка потребителю. Общие вопросы
- Права потребителей при приобретении товаров
- Права потребителей при выполнении работ либо оказании услуг
- Памятка для потребителей услуг СТО
- Памятка потребителя «Образцы иска, претензии и заявления о предоставлении информации их ЕГР»
- Памятка потребителю
- Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей
Образцы претензий, исков
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания Вы можете получить у следующих специалистов:
Сфера деятельности | Должностное лицо | Контактные данные |
---|---|---|
Торговля | Романенко Юлия Владимировна — начальник отдела (консультирование по вопросам защиты прав потребителей) | тел. +375 222 42-23-80 каб.605 |
Бытовое обслуживание | Насытка Ирина Владимировна — главный специалист отдела торговли, бытовых услуг и защиты прав потребителей управления торговли и услуг горисполкома | тел. +375 222 42-20-68 каб.604 |
Общественное питание | Сикорская Елена Николаевна — главный специалист отдела организации торговли и общественного питания управления торговли и услуг горисполкома | тел. +375 222 42-15-62 каб.608 |