В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта отмечается праздничный день — День потребителя.
В 2024 году в государствах-членах Евразийского экономического союза день потребителя проводится под девизом «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» (соответствующая рекомендация принята на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 января2024 г. № 2 «О тематике совместных мероприятий государств — членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей в 2024 году»).
Тема «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» призвана привлечь внимание общества к проблемам взаимодействия потребителей и предпринимателей и укрепления пространства доверия между ними в целях эффективного функционирования экономики. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств — членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей.
Справочно:
Программа совместных действий государств — членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей принята распоряжением Евразийского межправительственного совета от 21 июня 2022 г. № 12. Программа предусматривает ежегодное проведение работы по информированию и просвещению населения Евразийского экономического союза по вопросам защиты прав потребителей. Тема такой работы определяется ежегодно, начиная с 2023 года, и закрепляется рекомендацией Евразийской экономической комиссии.
Согласно статье 43 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей» на местные исполнительные и распорядительные органы возложена, в частности, обязанность по рассмотрению обращений потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
Так, в рамках государственной защиты прав потребителей управлением торговли и услуг Могилевского городского исполнительного комитета за 2023 год рассмотрено 316 обращений.
По тематике обращений наибольший удельный вес занимают обращения по вопросам в сфере «торговля» — 146 обращений (или 46,2% от общего количества рассмотренных обращений), в сфере «общественное питание» — 31 обращение (или 9,8%), в сфере «бытовое обслуживание» — 57 обращений (или 18,0%), по вопросам защиты прав потребителей в контролируемых сферах 82 обращения (или 26%).
По результатам рассмотрения наибольший удельный вес занимают ответы на обращения, носящие разъяснительный характер — такие ответы даны по 251 обращениям (что составляет 79,4% от общего количества рассмотренных обращений), удовлетворены требования заявителей по 65 обращениям (или 20,6%). Оформлено и подано в суд 16 исковых заявлений о защите прав потребителя.
За выявленные в ходе рассмотрения обращений нарушения законодательства составлено 17 протоколов об административных правонарушениях и вынесено 51 постановление об освобождении от административной ответственности с вынесением предупреждения.