Как показал анализ состояния производственного травматизма, проведенный по оперативным данным Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда, за 2016 год на  предприятиях  и в организациях города Могилева зарегистрирован 51 (за 2015 год - 47) несчастный случай на производстве, в которых пострадало 52 (47) работника, в том числе: 17 (25) несчастных случаев, приведших к тяжелым производственным травмам, 3 (5) несчастных случая со смертельным исходом, 1 (0) групповой несчастный случай,в котором пострадало 2 человека (1 травма - тяжелая, 1 травма - смертельная).

Коэффициент частоты (количество несчастных случаев на 1000 работающих) Кч составил  0,41 (за 2015 год – 0,4), коэффициент тяжести (количество дней нетрудоспособности на 1 потерпевшего) Кт составил 33,25 (34,47), число дней нетрудоспособности составило 1729 (1620) рабочих дней.

Анализ производственного травматизма показывает, что основными причинами его являются:

№ п/п Причины % от общего числа причин
2015 год 2016 год
1.   невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда 11,3 21
2.   нарушение потерпевшими требований локальных нормативных актов по охране труда 25,8 31,6
3.   нарушение требований безопасности труда другими работниками 74,8 5,3
4.   нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств 3,2 1,8
5.   нарушение  правил дорожного движения 13,2 1,8
6.   некачественная разработка проектной документации на реконструкцию производственного объекта 1,6 -
7.   нарушение требований проектной документации 1,6 -
8.   неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест 3,2 1,8
9.   допуск потерпевшего к работе без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда 4,8 8,7
10. нарушение технологического процесса - 3,5
11. несовершенство, несоответствие технологического процесса требованиям по охране труда - 1,8
12. техническая неисправность машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств - 5,3
13. непроведение потерпевшему обязательного медицинского осмотра 1,6 1,8
14. необеспечение потерпевшего СИЗ - 1,8
15. неприменение потерпевшим выданных ему СИЗ 1,6 1,8
16. Противоправные действия других лиц 8,1 7
17. Прочие 29,2 5,1

Вышеуказанные причины свидетельствуют о приниженном спросе с должностных лиц и работников за нарушение требований охраны труда, а также недостатках в осуществлении полномочий, предоставленных законодательными и нормативными правовыми актами городскому исполнительному комитету по управлению охраной труда на подведомственной территории.

За 2016 год государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организациях г. Могилева проведено 219 проверок, из них 89 плановых и 130 внеплановых.

По результатам проверок было выдано 143 требования (предписания) на устранение 2123 выявленных нарушений законодательства о труде и об охране труда, временно приостанавливалась (запрещалась) эксплуатация 161 единицы оборудования, представляющих угрозу жизни и здоровью работающих.

К административной ответственности было привлечено:
- 82 юридических лица;
- 300 должностных лиц.

За 2016 года Могилевским областным управлением в составе городских мобильных групп было проведено 239 обследований объектов организаций, выполняющих работы на территории г. Могилева, в которых было выявлено 3005 нарушений законодательства об охране труда (в среднем 12,6 нарушений за одно обследование).

Управлением по труду, занятости и социальной защите Могилевского горисполкома за первое полугодие в адрес Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда поступила информация об уклонении от прохождения проверки знаний по вопросам охраны труда руководителями 8 организаций, не имеющих вышестоящих органов управления. По данной информации в организациях проведены внеплановые проверки и их руководители привлечены к административной ответственности в виде штрафов.

В четвертом квартале  2016  года Могилевским областным управлением совместно с Комитетом по труду, занятости и социальной защите  Могилевского облисполкома, горрайисполкомами, Комитетом государственного контроля Могилевской области, Главным статистическим управлением Могилевской области, органами прокуратуры, Могилевским областным объединением профсоюзов была продолжена совместная работа по проведению мониторингов выполнения организациями Могилевской области требований законодательства о труде в части соблюдения порядка и сроков выплаты заработной платы.
Организации г. Могилева и их уполномоченные должностные лица, допустившие нарушения трудового законодательства, выразившиеся в несвоевременной выплате заработной платы, были привлечены к административной ответственности в виде штрафов.

В ходе мониторинга особое внимание уделялось вопросам соблдения организациями города Могилева требований Указа Президента Республики Беларусь от  27.11.1995  № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» (далее – Указ № 483),  постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2001 № 1794 «О некоторых мерах по выплате заработной платы работникам отраслей экономики» (далее – постановление № 1794).

Следует отметить, что в четвертом квартале 2016 года нарушений организациями г. Могилева Указа  № 483 и постановления № 1794 не установлено.
Анализ результатов надзорной деятельности в четвертом квартале 2016 году показал, что характер допускаемых организациями г. Могилева нарушений трудового законодательства остается неизменным. Так, наибольшее количество нарушений трудового законодательства  организациями г. Могилева допускается  по вопросам оплаты труда работников, в т.ч. сроков выплаты заработной платы, расчета при увольнении, среднего заработка за время трудового отпуска, а также при заключении и расторжении трудового договора, предоставлении  трудовых отпусков, выплате  компенсаций и предоставлении  гарантий, соблюдения требований законодательства при заключении с гражданами гражданско-правовых договоров.

Основными причинами, повлекшими нарушение трудового законодательства в области оплаты труда, являются: сложное финансово-экономическое положение организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, нахождение отдельных организаций в стадии ликвидации (банкротства),  низкий уровень заработной платы работников.

Кроме того, результаты осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства о труде свидетельствуют, что допускаемые нарушения трудовых прав работников при заключении, прекращении трудового договора с работником, представлении трудовых отпусков, гарантий и компенсаций в большинстве случаев обусловлены низким уровнем правовых знаний руководителей и специалистов, в первую очередь – кадровых служб. 

Могилевским областным управлением практикуется такая форма работы, как проведение внеплановых проверок по вопросам законодательства о труде и об охране труда по заявлению проверяемого субъекта.
С целью недопущения и предотвращения нарушений законодательства о труде и об охране труда отдельные наниматели обращались с письменными заявлениями в Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с просьбой о проведении внеплановых проверок. Такая помощь была оказана всем обратившимся.

Заместитель начальника
управления
Е.И. Мардашева

 

Главный государственный
инспектор труда
А.В. Сидоренко