Как показал анализ состояния производственного травматизма, проведенный по оперативным данным Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда, за январь-сентябрь 2016 года на предприятиях и в организациях города Могилева зарегистрировано 37 (за январь-сентябрь 2015 — 42) несчастных случаев на производстве, в которых пострадало 38 (42) работников, в том числе: 13 (22) несчастных случаев, приведших к тяжелым производственным травмам, 2 (5) несчастных случая со смертельным исходом, 1 (0) групповой несчастный случай, в котором пострадало 2 человека (1 травма — тяжелая, 1 травма — смертельная).

Коэффициент частоты (количество несчастных случаев на 1000 работающих) Кч составил 0,3 (за январь-сентябрь 2015 года — 0,36),коэффициент тяжести (количество дней нетрудоспособности на 1 потерпевшего) Кт составил 39,2 (32,3), число дней нетрудоспособности составило 1410 (1356) рабочих дней.

Анализ производственного травматизма показывает, что основными причинами его являются:


№ п/п
ПРИЧИНЫ % от общего числа причин
3 кв. 2015 3 кв. 2016
невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда 13,6 20,7
нарушение потерпевшими требований локальных нормативных актов по охране труда 26,9 29,2
нарушение требований безопасности труда другими работниками 7,8 2,1
нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств 1,9 4,2
нарушение правил дорожного движения 1,9 -
некачественная разработка проектной документации на реконструкцию производственного объекта 1,9 -
нарушение требований проектной документации 1,9 -
неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест 1,9 -
допуск потерпевшего к работе без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда 3,8 8,3
нарушение технологического процесса - 2,1
несовершенство, несоответствие технологического процесса требованиям по охране труда - 2,1
техническая неисправность машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств - 4,2
непроведение потерпевшему обязательного медицинского осмотра 1,9 4,2
необеспечение потерпевшего СИЗ - 2,1
неприменение потерпевшим выданных ему СИЗ - 2,1
Противоправные действия других лиц 9,6 8,3
Прочие 26,9 10,4

Вышеуказанные причины свидетельствуют о приниженном спросе с должностных лиц и работников за нарушение требований охраны труда, а также недостатках в осуществлении полномочий, предоставленных законодательными и нормативными правовыми актами городскому исполнительному комитету по управлению охраной труда в организациях, расположенных на подведомственной территории.

За январь-сентябрь 2016 года государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организациях г. Могилева проведено127 проверок, из них 55 плановых и 72 внеплановых.

По результатам проверок было выдано 86 требований (предписаний) на устранение 1434 выявленных нарушений законодательства о труде и об охране труда, временно приостанавливалась (запрещалась) эксплуатация 122 единиц оборудования, представляющих угрозу жизни и здоровью работающих.

К административной ответственности было привлечено:
— 32 юридических лица;
— 199 должностных лиц.

За первое полугодие 2016 года Могилевским областным управлением в составе городских мобильных групп было проведено 168обследований объектов организаций, выполняющих работы на территории г. Могилева, в которых было выявлено 2189 нарушений законодательства об охране труда (в среднем 13 нарушений за одно обследование).

Управлением по труду, занятости и социальной защите Могилевского горисполкома за первое полугодие в адрес Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда поступила информация об уклонении от прохождения проверки знаний по вопросам охраны труда руководителями 7 организаций, не имеющих вышестоящих органов управления. По данной информации в организациях проведены внеплановые проверки и их руководители привлечены к административной ответственности в виде штрафов.

В третьем квартале 2016 года нарушения сроков выплаты заработной платы выявлены в 27 организациях г. Могилева. За нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы к административной ответственности привлечено 20 юридических лиц на общую сумму 4410 рублей и 26 должностных лиц на общую сумму 4074 рубля.

В ходе мониторинга выполнения требований Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» (далее — Указ № 483), постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2001 № 1794 «О некоторых мерах по выплате заработной платы работникам отраслей экономики» (далее — постановление № 1794) в нарушение требований подпункта 1.3 Указа № 483 Могилевское ОАО «Могилевспецавтоматика», ОАО «Могилевтранс», ЗАО «Могилевская швейная фирма «Вяснянка» для расчета должностных окладов руководителей и специалистов не применялась тарифная ставка первого разряда, установленная Правительством Республики Беларусь, до ликвидации указанными организациями просроченной задолженности по заработной плате.

В 3 квартале 2016 года нарушений организациями города требования постановления № 1794 не установлено.

Анализ результатов надзорной деятельности в третьем квартале 2016 году показал, что характер допускаемых организациями г. Могилева нарушений трудового законодательства остается неизменным. Так, наибольшее количество нарушений трудового законодательства организациями г. Могилева допускается по вопросам оплаты труда работников, в т. ч. сроков выплаты заработной платы, расчета при увольнении, среднего заработка за время трудового отпуска, а также при заключении и расторжении трудового договора, предоставлении трудовых отпусков, выплате компенсаций и предоставлении гарантий.

Основными причинами, повлекшими нарушение трудового законодательства в области оплаты труда, являются: сложное финансово-экономическое положение организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, нахождение отдельных организаций в стадии ликвидации (банкротства), низкий уровень заработной платы работников.

Кроме того, результаты осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства о труде свидетельствуют, что допускаемые нарушения трудовых прав работников при заключении, прекращении трудового договора с работником, представлении трудовых отпусков, гарантий и компенсаций в большинстве случаев обусловлены низким уровнем правовых знаний руководителей и специалистов, в первую очередь — кадровых служб.
Могилевским областным управлением практикуется такая форма работы, как проведение внеплановых проверок по вопросам законодательства о труде и об охране труда по заявлению проверяемого субъекта.

С целью недопущения и предотвращения нарушений законодательства о труде и об охране труда отдельные наниматели (например: ООО «СтандартСервисПлюс», ЧТУП «РемТоргИнструмент», МОПУП «Киновидеопрокат», ГУО «Ясли-сад № 25 г. Могилева», ГУО «Ясли-сад № 41 г. Могилева», ГУО «Ясли-сад № 81 г. Могилева» и др.) обращались с письменными заявлениями в Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с просьбой о проведении внеплановых проверок. Такая помощь была оказана всем обратившимся.

С учетом изложенного, полагаем целесообразным рекомендовать:

  1. Могилевскому городскому исполнительному комитету:
    1. Рассмотреть на заседании Могилевского горисполкома в третьем квартале 2016 года с участием представителя Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь:

— вопросы состояния охраны труда и производственного травматизма на предприятиях и в организациях города, допустивших несчастные случаи с тяжелым исходом в третьем квартале 2016 года;
— нарушения законодательства о труде в части сроков выплаты заработной платы и заслушать первых руководителей: Могилевское ОАО «Спецавтоматика», ОАО «Желдорсервис г. Могилев», ОАО «Строительный трест № 17 ордена Трудового Красного знамени», ОАО «Промжилстрой».
1.4. Учитывая анализ причин произошедших несчастных случаев:
1.4.1. обеспечить в организациях и предприятиях города:
— выполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда;
— контроль за соблюдением работающими требований локальных нормативных актов по охране труда;
— техническую неисправность машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств;
— соответствие технологических процессов требованиям по охране труда;
1.4.2. запретить допуск работающих к выполнению работ без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда, без проведения обязательных медицинских осмотров, без применения ими средств индивидуальной защиты.
Срок — постоянно.
1.5. Поручить руководителям организаций г. Могилева
— принять меры по недопущению просроченной задолженности по заработной плате, а также нарушений сроков выплаты заработной платы, установленных коллективными и трудовыми договорами; окончательного расчета при увольнении работников, среднего заработка за время трудового отпуска;
— обеспечить безукоснительное исполнение нанимателями требований трудового законодательства.