Как показал анализ состояния производственного травматизма, проведенный по оперативным данным Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда, за январь-сентябрь 2015 года на  предприятиях  и в организациях города Могилева зарегистрировано 42 (за январь-сентябрь 2014 - 49) несчастных случая на производстве, в которых пострадало 42 (56) работника, в том числе: 22 (24) несчастных случаев приведших к тяжелым производственным травмам, 5 (4) несчастных случаев со смертельным исходом.

Коэффициент частоты (количество несчастных случаев на 1000 работающих) Кч составил 0,36 (за январь-сентябрь 2014 – 0,37), коэффициент тяжести (количество дней нетрудоспособности на 1 потерпевшего) Кт составил 32,29 (30,52), число дней нетрудоспособности составило 1356  (1464)  рабочих дня.

За январь – сентябрь 2015 года в одном случае со смертельным исходом (ЗАО СП «Сопотекс») погибший находился в состоянии алкогольного опьянения (содержание в крови этилового спирта – 1,92 промилле). За аналогичный период 2014 года в одном случае со смертельным исходом (ООО «Ново Ком») погибший находился в состоянии алкогольного опьянения (содержание в крови этилового спирта – 2,2 промилле).

За январь – сентябрь 2014 года в одном случае со смертельным исходом (ООО «Ново Ком») погибший находился в состоянии алкогольного опьянения (содержание в крови этилового спирта – 2,2 промилле).

По результатам проведенных специальных расследований нанимателям было указано на необходимость, в соответствии с пунктом 1.4. Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», рассмотрения вопроса о расторжении контрактов с должностными лицами за однократное грубое нарушение правил охраны труда по пункту 9 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Нанимателями, в случае установления степени утраты профессиональной трудоспособности медико-реабилитационной экспертной комиссией, с должностными лицами, допустившими нарушения законодательства о труде и об охране труда были расторгнуты контракты.
Анализ производственного травматизма показывает, что основными причинами его являются:

№ п/п ПРИЧИНЫ % от общего числа случаев
3 кв. 2014 3 кв. 2015
1 нарушение потерпевшими требований локальных нормативных актов по охране труда 18,00 40,00
2 Противоправные действия других лиц 4,00 30,00
3 нарушение  правил дорожного движения 0,00 20,00
4 конструктивные недостатки машин, оборудования 6,00 10,00
5 невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда 20,00 0,00
6 допуск потерпевшего к работе без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда 14,00 0,00
7 неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест 10,00 0,00
8 Не проведение медицинского осмотра потерпевшего 8,00 0,00
9 некачественная разработка проектной документации на реконструкцию производственного объекта 6,00 0,00
10 нарушение требований безопасности труда другими работниками 4,00 0,00
11 привлечение потерпевшего к работе не по специальности 4,00 0,00
12 Прочие 4,00 0,00
13 эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования 2,00 0,00

За январь-сентябрь 2015 года государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организациях г. Могилева проведено 255 проверок, из них 88 плановых и 167 внеплановых проверок.
По результатам проверок было составлено 106 актов проверок, в ходе которых было выявлено 2531 нарушение законодательства о труде и об охране труда, приостановлена (запрещена) эксплуатация 150 единиц оборудования, представляющих угрозу жизни и здоровью работающих.

К административной ответственности было привлечено:
- 176 юридических лиц на общую сумму 334,99 млн. руб.;
- 319 должностных лица на общую сумму 470,32 млн. руб.
Основными нарушениями законодательства об охране труда являются такие нарушения, как некачественное проведение инструктажей и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, не предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, в соответствии с установленными нормами, в том числе допуск работников без выданных им средств индивидуальной защиты (не  применение средств индивидуальной защиты работниками), нарушения в части обеспечения безопасности при эксплуатации производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, в том числе нарушения соблюдения требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности, нарушения при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, нарушения при содержании, эксплуатации и проведении ремонта транспортных средств.
Согласно анализу, проведенному Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Могилевское областное управление), в  ОАО «Ольса», ОАО «Могилевхлебопродукт» - управляющая компания холдинга «Могилевхлебопродукт», ГЛХУ «Могилевский лесхоз», Могилевское РУП «Фармацея», СОАО «Могилевмебель», ДСУ № 14 ОАО «Дорожно-строительный трест № 3», Филиале «Евроторг» в городе Могилеве ООО «Евроторг», ОАО «Лента», ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай», Могилевском филиале Автобусный парк № 1 ОАО «Могилевоблавтотранс» служба охраны труда не укомплектована в соответствии с расчетом численности специалистов по охране труда в организации.
В ОАО «Могилевхлебопродукт» - управляющая компания холдинга «Могилевхлебопродукт» специалист по охране труда не имеет квалификации соответствующей требованиям выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159.

В целях профилактики производственного травматизма, создания здоровых и безопасных условий труда, недопущения нарушения законодательства о труде и об охране труда, в т.ч. сроков выплаты заработной платы, по обращениям граждан, в адрес Администрации Ленинского и Октябрьского районов г. Могилева Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Могилевское областное управление) неоднократно в течение 2014 года и истекший период 2015 года направлялась соответствующая информация о состоянии производственного травматизма, соблюдении законодательства о труде и об охране труда на предприятиях и в организациях расположенных на территории Ленинского и Октябрьского районов г. Могилева с конкретными предложениями.
Анализ проверок соблюдения законодательства о труде, проведенных в течение 9 месяцев 2015 года, показал, что характер нарушений, совершаемых нанимателями, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, остается не изменным.

Нарушение  организациями города сроков выплаты заработной платы обусловлено трудным финансовым положением, проблемами с реализацией продукции, несвоевременной оплатой за выполненные объемы работы, дебиторской задолженностью за поставленную продукцию, убыточной работой на протяжении длительного периода, отсутствием оборотных средств и невозможностью получения кредитов.
За 9 месяцев 2015 года в Могилёвское областное управление  поступило 209 обращений от граждан, работающих в организациях г. Могилёва, по вопросам нарушения нанимателями законодательства о труде, правил и норм по охране труда, включая 105 письменных и 104 устных обращения.

Анализ письменных обращений граждан показывает, что большая часть обращений поступила по вопросам нарушения сроков выплаты заработной платы, окончательного расчёта при увольнении. При этом обращения поступали в основном от работников субъектов малого предпринимательства.

Основными причинами нарушений законодательства о труде и об охране труда являются низкий уровень правовых знаний уполномоченных должностных лиц нанимателей, особенно в организациях частной формы собственности, не оказание методической  помощи вышестоящими организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда, а также нестабильное финансово-экономическое положение организаций.
Результаты осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства о труде свидетельствуют, что допускаемые нарушения трудовых прав работников в большинстве случаев обусловлены низким уровнем правовых знаний руководителей и специалистов, в первую очередь – кадровых служб.

Нередко одной из причин допускаемых нанимателями нарушений законодательства о труде и об охране труда является непрофессионализм, отсутствие необходимого образования, стажа работы у работников кадровых служб, ненаправление их нанимателем на переподготовку и повышение квалификации, неисполнение нанимателями постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от  27.12.2005 № 187 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников кадровых служб коммерческих организаций» (ОАО «Казимировский опытно-экспериментальный завод», ООО «Спецагро»).

Основными причинами нарушений законодательства о труде и об охране труда являются низкий уровень правовых знаний уполномоченных должностных лиц нанимателей, особенно в организациях частной формы собственности, не оказание методической  помощи вышестоящими организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда, а также нестабильное финансово-экономическое положение организаций.
Результаты осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства о труде свидетельствуют, что допускаемые нарушения трудовых прав работников в большинстве случаев обусловлены низким уровнем правовых знаний руководителей и специалистов, в первую очередь – кадровых служб. 

С целью недопущения и предотвращения нарушений законодательства о труде и об охране труда отдельные наниматели (например, Учреждение «Центр социального обслуживания населения Ленинского района города Могилева», ООО «МогРемАвто», Учреждение «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района города Могилева» и др.) обращались с письменными заявлениями в Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с просьбой о проведении внеплановых проверок. Такая помощь была оказана всем обратившимся.

Заместитель начальника Могилевского областного управления
Департамента государственной
инспекции труда
Е.И. Мордашева

Начальник отдела надзора за соблюдением
законодательства об охране труда
Могилевского областного управления
Департамента государственной
инспекции труда
В.В. Талочкин

 

Главный государственный инспектор труда
отдела надзора за соблюдением
законодательства об охране труда
Могилевского областного управления
Департамента государственной
инспекции труда
А.Н. Теремов