Как показал анализ производственного травматизма, проведенный по оперативным данным Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда, за январь-декабрь 2014 года на  предприятиях  и в организациях города Могилева зарегистрировано 65 (за январь - декабрь 2013 - 81) несчастных случаев на производстве, в которых пострадало 66 (85) работников, в том числе: 5 (10) несчастных случаев со смертельным исходом, 35 (34) несчастных случаев с тяжелым исходом, 1 (5) групповой несчастный случай.

Коэффициент частоты (количество несчастных случаев на 1000 работающих) Кч  составил 0,51 (0,63), коэффициент тяжести (количество дней нетрудоспособности на 1 потерпевшего)  Кт составил 30,09 (24,26), число дней нетрудоспособности составило 1986  (1965)  дней нетрудоспособности.

В одном случае со смертельным исходом (ООО «Ново Ком») погибший находился в состоянии алкогольного опьянения (содержание в крови этилового спирта – 2,2 промилле). За январь-декабрь 2013 года в трех случаях, двух случаях со смертельным исходом («СУ № 53» ОАО «Лавсанстрой» - содержание в крови этилового спирта – 4,3 промилле, Филиал Могилевского республиканского унитарного предприятия электроэнергетики «Могилевэнерго» Могилевские электрические сети - содержание в крови этилового спирта – 0,96 промилле), в групповом случае с тяжелым исходом (Филиал «Строительное управление Могилёвской ТЭЦ - 2 РУП «Белэнергострой») двое потерпевших находились в состоянии алкогольного опьянения (содержание в крови этилового спирта – 2,5 и 1,13 промилле).

По результатам проведенных специальных расследований нанимателям было указано на необходимость, в соответствии с пунктом 1.4. Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», рассмотрения вопроса о расторжении контрактов с должностными лицами за однократное грубое нарушение правил охраны труда по пункту 9 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Анализ производственного травматизма показывает, что основными причинами его, являются:

№ п/п

ПРИЧИНЫ

% от общего числа случаев

2013

2014

1

невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда

19,39

20,89

2

нарушение потерпевшими требований локальных нормативных актов по охране труда

14,29

16,46

3

нарушение потерпевшим правил дорожного движения

4,08

3,16

4

нарушение требований безопасности труда другими работниками

2,04

4,43

5

нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств

3,06

0,63

6

нарушение требований проектной документации

5,10

2,53

7

эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования

4,08

4,43

8

неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест

4,08

8,23

9

привлечение потерпевшего к работе не по специальности

0,00

2,53

10

допуск потерпевшего к работе без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда

9,18

12,03

11

нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения

3,06

1,90

12

некачественная разработка проектной документации на реконструкцию производственного объекта

6,12

3,80

13

Отсутствие у потерпевшего СИЗ

7,14

1,27

14

Противоправные действия других лиц

8,16

5,06

15

Прочее

6,12

5,06

16

Конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства

0,00

1,90

17

Не проведение или некачественное проведение медицинского осмотра потерпевшего

1,02

3,80

18

Несовершенство, несоответствие требованиям безопасности технологического процесса

2,04

1,27

19

Нарушение технологического процесса

1,02

0,00

20

Техническая неисправность машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств

0,00

0,63

Вышеуказанные причины свидетельствуют о приниженном спросе с должностных лиц и работников за нарушение требований охраны труда, а также недостатках в осуществлении полномочий, предоставленных законодательными и нормативными правовыми актами городскому исполнительному комитету по управлению охраной труда в организациях, расположенных на подведомственной территории.

За январь-декабрь 2014 года государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организациях г. Могилева проведено 244 проверки, из них 130 плановых и 114 внеплановых.

По результатам проверок было выдано 71 требование (предписание) на устранение 2451 выявленное нарушение законодательства о труде и об охране труда, приостановлена (запрещена) эксплуатация 77 единиц оборудования, представляющего угрозу жизни и здоровью работающих.

К административной ответственности было привлечено 146 юридических и 294 должностных лиц.
Проведенный анализ по результатам проверок показывает, что основными нарушениями законодательства о труде и об охране труда являются такие нарушения, как некачественное проведение инструктажей и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, не предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, в соответствии с установленными нормами, в том числе допуск работников без средств индивидуальной защиты (не  применение средств индивидуальной защиты работниками), нарушения в части обеспечения безопасности при эксплуатации производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, в том числе нарушения соблюдения требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности.

Анализ проверок соблюдения законодательства о труде, проведенных в  2014 году, показал, что наибольшее количество нарушений было допущено нанимателями города по вопросам заключения и расторжения трудового договора, режиму труда и отдыха работников, по оплате труда, в т.ч. предоставлению гарантий и компенсаций.

В 2014 году в Могилёвское областное управление  поступило 365 обращений от граждан, работающих в организациях г. Могилёва, по вопросам нарушения нанимателями законодательства о труде, правил и норм по охране труда, включая 224 письменных и 141 устное обращение.

Анализ письменных обращений граждан показывает, что большая часть обращений поступила по вопросам увольнения, оплаты труда, в т.ч. нарушения сроков выплаты заработной платы, окончательного расчёта, непредоставления трудового отпуска в течение рабочего года.

Основными причинами нарушений законодательства о труде и об охране труда являются низкий уровень правовых знаний уполномоченных должностных лиц нанимателей, особенно в организациях частной формы собственности, не оказание методической  помощи вышестоящими организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда, а также нестабильное финансово-экономическое положение организаций.

Нередко одной из причин допускаемых нанимателями нарушений законодательства о труде и об охране труда является непрофессионализм, отсутствие необходимого образования, стажа работы у работников кадровых служб, ненаправление их нанимателем на переподготовку и повышение квалификации, неисполнение нанимателями постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2005 № 187 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников кадровых служб коммерческих организаций».
Результаты осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства о труде свидетельствуют, что допускаемые нарушения трудовых прав работников в большинстве случаев обусловлены низким уровнем правовых знаний руководителей и специалистов, в первую очередь – кадровых служб. 

С целью недопущения и предотвращения нарушений законодательства о труде и об охране труда отдельные наниматели (например, ЧПТУП «Рекламные информационные технологии», СООО «Фабрика обуви Коваленко», УО «Могилевский институт МВД РБ», ООО «Крео», ЧТПУП «Чистовик», ОДО «ФИ «Флоренс», ООО «Бранд плюс», ЧУП «Шейла Люкс») обращаются с письменными заявлениями в Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с просьбой о проведении внеплановых проверок. Такая помощь была оказана всем обратившимся.

Заместитель начальника
Могилевского областного управления
Е.И. Мордашева

Начальник отдела надзора за соблюдением
законодательства об охране труда Могилевского
областного управления
В.В. Талочкин

Главный государственный инспектор труда
Могилевского областного управления
Департамента государственной
инспекции труда
                                                                                                                                                             А.Н. Теремов