О состоянии производственного травматизма, соблюдении законодательства о труде и об охране труда за январь-сентябрь 2014 года на предприятиях и в организациях города Могилева Как показал анализ производственного травматизма, проведенный по оперативным данным Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда, за январь-сентябрь 2014 года на предприятиях и в организациях города Могилева зарегистрировано 49 (за январь-сентябрь 2013 - 56) несчастных случаев на производстве, в которых пострадало 49 (59) работников, в том числе: 4 (8) несчастных случая со смертельным исходом, 24 (18) несчастных случая с тяжелым исходом.

Коэффициент частоты (количество несчастных случаев на 1000 работающих) Кч составил 0,37 (0,44), коэффициент тяжести (количество дней нетрудоспособности на 1 потерпевшего) Кт составил 30,50 (25,32), число дней нетрудоспособности составило 1464 (1418) дней нетрудоспособности.

В одном случае со смертельным исходом (ООО «Ново Ком») погибший находился в состоянии алкогольного опьянения (содержание в крови этилового спирта – 2,2 промилле). За январь-сентябрь 2013 года в одном случае со смертельным исходом («СУ № 53» ОАО «Лавсанстрой») погибший находился в состоянии алкогольного опьянения (содержание в крови этилового спирта – 4,3 промилле).

По результатам проведенных специальных расследований нанимателям было указано на необходимость, в соответствии с пунктом 1.4. Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», рассмотрения вопроса о расторжении контрактов с должностными лицами за однократное грубое нарушение правил охраны труда по пункту 9 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Нанимателями, в случае установления степени утраты профессиональной трудоспособности медико-реабилитационной экспертной комиссией, с должностными лицами, допустившими нарушения законодательства о труде и об охране труда были расторгнуты контракты.

Анализ производственного травматизма показывает, что основными причинами его, являются:

№ п/п ПРИЧИНЫ % от общего числа случаев
2013 2014
1 Невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда 19,72 23,62
2 Нарушение потерпевшими требований локальных нормативных актов по охране труда 15,49 15,75
3 Допуск потерпевшего к работе без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда 9,86 13,39
4 Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест 5,63 9,45
5 Противоправные действия других лиц 8,45 5,51
6 некачественная разработка проектной документации на реконструкцию производственного объекта 7,04 4,72
7 Нарушение требований безопасности труда другими работниками 1,41 4,72
8 Нарушение потерпевшим правил дорожного движения 2,82 3,94
9 Нарушение требований проектной документации 5,63 3,15
10 Прочее 4,23 3,15
11 Не проведение или некачественное проведение медицинского осмотра потерпевшего 0,00 3,15
12 Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования 5,63 2,36
13 Конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства 0,00 2,36
14 Привлечение потерпевшего к работе не по специальности 0,00 1,57
15 Нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения 2,82 1,57
16 Отсутствие у потерпевшего СИЗ 7,04 1,57
17 Нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств 4,23 0,00

Вышеуказанные причины свидетельствуют о приниженном спросе с должностных лиц и работников за нарушение требований охраны труда, а также недостатках в осуществлении полномочий, предоставленных законодательными и нормативными правовыми актами городскому исполнительному комитету по управлению охраной труда в организациях, расположенных на подведомственной территории.

За январь-сентябрь 2014 года государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организациях г. Могилева проведено 151 проверка, из них 76 плановых и 75 внеплановых.

По результатам проверок было выдано 72 требования (предписания) на устранение 1843 выявленных нарушения законодательства о труде и об охране труда, приостановлена (запрещена) эксплуатация 77 единиц оборудования, представляющего угрозу жизни и здоровью работающих.

К административной ответственности было привлечено 126 юридических лиц и 220 должностных лиц.

Проведенный анализ по результатам проверок показывает, что основными нарушениями законодательства о труде и об охране труда являются такие нарушения, как некачественное проведение инструктажей и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, не предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, в соответствии с установленными нормами, в том числе допуск работников без средств индивидуальной защиты (не применение средств индивидуальной защиты работниками), нарушения в части обеспечения безопасности при эксплуатации производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, в том числе нарушения соблюдения требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности, нарушения при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности в части принятия нанимателями и работодателями мер по проведению предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих в соответствии с Инструкцией о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119.

Анализ проверок соблюдения законодательства о труде, проведенных в течение 9 месяцев 2014 года, показал, что характер нарушений, совершаемых нанимателями, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, не изменился.

За 9 месяцев 2014 года в Могилёвское областное управление поступило 285 обращений от граждан, работающих в организациях г. Могилёва, по вопросам нарушения нанимателями законодательства о труде, правил и норм по охране труда, включая 179 письменных и 106 устных обращений.

Анализ письменных обращений граждан показывает, что большая часть обращений поступила по вопросам увольнения, оплаты труда, в т.ч. нарушения сроков выплаты заработной платы, окончательного расчёта, непредоставления трудового отпуска в течение рабочего года.

Основными причинами нарушений законодательства о труде и об охране труда являются низкий уровень правовых знаний уполномоченных должностных лиц нанимателей, особенно в организациях частной формы собственности, не оказание методической помощи вышестоящими организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда, а также нестабильное финансово-экономическое положение организаций.

Нередко одной из причин допускаемых нанимателями нарушений законодательства о труде и об охране труда является непрофессионализм, отсутствие необходимого образования, стажа работы у работников кадровых служб, ненаправление их нанимателем на переподготовку и повышение квалификации, неисполнение нанимателями постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2005 № 187 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников кадровых служб коммерческих организаций».

Результаты осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства о труде свидетельствуют, что допускаемые нарушения трудовых прав работников в большинстве случаев обусловлены низким уровнем правовых знаний руководителей и специалистов, в первую очередь – кадровых служб.

С целью недопущения и предотвращения нарушений законодательства о труде и об охране труда наниматели (ГУКДСП «Передвижная механизированная колонна «Спецжилстрой», ЧТПУП «САНплюс», ГСУ СУ «Могилевская городская СДЮШОР № 7») обратились с письменными заявлениями в Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с просьбой о проведении внеплановых проверок. Такая помощь была оказана всем обратившимся.