Как показал анализ производственного травматизма, проведенный по оперативным данным Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда, за январь-сентябрь 2014 года на предприятиях и в организациях города Могилева зарегистрировано 49 (за январь-сентябрь 2013 - 56) несчастных случаев на производстве, в которых пострадало 49 (59) работников, в том числе: 4 (8) несчастных случая со смертельным исходом, 24 (18) несчастных случая с тяжелым исходом.
Коэффициент частоты (количество несчастных случаев на 1000 работающих) Кч составил 0,37 (0,44), коэффициент тяжести (количество дней нетрудоспособности на 1 потерпевшего) Кт составил 30,50 (25,32), число дней нетрудоспособности составило 1464 (1418) дней нетрудоспособности.
В одном случае со смертельным исходом (ООО «Ново Ком») погибший находился в состоянии алкогольного опьянения (содержание в крови этилового спирта – 2,2 промилле). За январь-сентябрь 2013 года в одном случае со смертельным исходом («СУ № 53» ОАО «Лавсанстрой») погибший находился в состоянии алкогольного опьянения (содержание в крови этилового спирта – 4,3 промилле).
По результатам проведенных специальных расследований нанимателям было указано на необходимость, в соответствии с пунктом 1.4. Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», рассмотрения вопроса о расторжении контрактов с должностными лицами за однократное грубое нарушение правил охраны труда по пункту 9 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Нанимателями, в случае установления степени утраты профессиональной трудоспособности медико-реабилитационной экспертной комиссией, с должностными лицами, допустившими нарушения законодательства о труде и об охране труда были расторгнуты контракты.
Анализ производственного травматизма показывает, что основными причинами его, являются:
№ п/п | ПРИЧИНЫ | % от общего числа случаев | |
2013 | 2014 | ||
1 | Невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда | 19,72 | 23,62 |
2 | Нарушение потерпевшими требований локальных нормативных актов по охране труда | 15,49 | 15,75 |
3 | Допуск потерпевшего к работе без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда | 9,86 | 13,39 |
4 | Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест | 5,63 | 9,45 |
5 | Противоправные действия других лиц | 8,45 | 5,51 |
6 | некачественная разработка проектной документации на реконструкцию производственного объекта | 7,04 | 4,72 |
7 | Нарушение требований безопасности труда другими работниками | 1,41 | 4,72 |
8 | Нарушение потерпевшим правил дорожного движения | 2,82 | 3,94 |
9 | Нарушение требований проектной документации | 5,63 | 3,15 |
10 | Прочее | 4,23 | 3,15 |
11 | Не проведение или некачественное проведение медицинского осмотра потерпевшего | 0,00 | 3,15 |
12 | Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования | 5,63 | 2,36 |
13 | Конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства | 0,00 | 2,36 |
14 | Привлечение потерпевшего к работе не по специальности | 0,00 | 1,57 |
15 | Нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения | 2,82 | 1,57 |
16 | Отсутствие у потерпевшего СИЗ | 7,04 | 1,57 |
17 | Нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств | 4,23 | 0,00 |
Вышеуказанные причины свидетельствуют о приниженном спросе с должностных лиц и работников за нарушение требований охраны труда, а также недостатках в осуществлении полномочий, предоставленных законодательными и нормативными правовыми актами городскому исполнительному комитету по управлению охраной труда в организациях, расположенных на подведомственной территории.
За январь-сентябрь 2014 года государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организациях г. Могилева проведено 151 проверка, из них 76 плановых и 75 внеплановых.
По результатам проверок было выдано 72 требования (предписания) на устранение 1843 выявленных нарушения законодательства о труде и об охране труда, приостановлена (запрещена) эксплуатация 77 единиц оборудования, представляющего угрозу жизни и здоровью работающих.
К административной ответственности было привлечено 126 юридических лиц и 220 должностных лиц.
Проведенный анализ по результатам проверок показывает, что основными нарушениями законодательства о труде и об охране труда являются такие нарушения, как некачественное проведение инструктажей и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, не предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, в соответствии с установленными нормами, в том числе допуск работников без средств индивидуальной защиты (не применение средств индивидуальной защиты работниками), нарушения в части обеспечения безопасности при эксплуатации производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, в том числе нарушения соблюдения требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности, нарушения при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности в части принятия нанимателями и работодателями мер по проведению предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих в соответствии с Инструкцией о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119.
Анализ проверок соблюдения законодательства о труде, проведенных в течение 9 месяцев 2014 года, показал, что характер нарушений, совершаемых нанимателями, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, не изменился.
За 9 месяцев 2014 года в Могилёвское областное управление поступило 285 обращений от граждан, работающих в организациях г. Могилёва, по вопросам нарушения нанимателями законодательства о труде, правил и норм по охране труда, включая 179 письменных и 106 устных обращений.
Анализ письменных обращений граждан показывает, что большая часть обращений поступила по вопросам увольнения, оплаты труда, в т.ч. нарушения сроков выплаты заработной платы, окончательного расчёта, непредоставления трудового отпуска в течение рабочего года.
Основными причинами нарушений законодательства о труде и об охране труда являются низкий уровень правовых знаний уполномоченных должностных лиц нанимателей, особенно в организациях частной формы собственности, не оказание методической помощи вышестоящими организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда, а также нестабильное финансово-экономическое положение организаций.
Нередко одной из причин допускаемых нанимателями нарушений законодательства о труде и об охране труда является непрофессионализм, отсутствие необходимого образования, стажа работы у работников кадровых служб, ненаправление их нанимателем на переподготовку и повышение квалификации, неисполнение нанимателями постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2005 № 187 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников кадровых служб коммерческих организаций».
Результаты осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства о труде свидетельствуют, что допускаемые нарушения трудовых прав работников в большинстве случаев обусловлены низким уровнем правовых знаний руководителей и специалистов, в первую очередь – кадровых служб.
С целью недопущения и предотвращения нарушений законодательства о труде и об охране труда наниматели (ГУКДСП «Передвижная механизированная колонна «Спецжилстрой», ЧТПУП «САНплюс», ГСУ СУ «Могилевская городская СДЮШОР № 7») обратились с письменными заявлениями в Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с просьбой о проведении внеплановых проверок. Такая помощь была оказана всем обратившимся.