Как показал анализ производственного травматизма, проведенный по оперативным данным Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда, за январь-март 2014 года на предприятиях и в организациях города Могилева зарегистрировано 16 (за январь-март 2013 - 23) несчастных случая на производстве, в которых пострадало 16 работников (за январь-март 2013 – 23), в том числе: 9 несчастных случаев с тяжелым исходом (за январь - март 2013 года - 8), несчастных случаев со смертельным исходом не зарегистрировано (за январь - март 2013 года - 4), групповых несчастных случаев не зарегистрировано (за январь - март 2013 года -1).
Коэффициент частоты (количество несчастных случаев на 1000 работающих) Кч составил 0,10 (за январь-март 2013 – 0,13), коэффициент тяжести (количество дней нетрудоспособности на 1 потерпевшего) Кт составил 46,75 (за январь-март 2013 – 30,78), число дней нетрудоспособности составило 748 (за январь-март 2013 - 708) рабочих дней.
За январь – март 2014 года, случаев нахождения потерпевших в состоянии алкогольного опьянения не зарегистрировано (за январь-март 2013 года 1).
По результатам проведенных специальных расследований, в соответствии с пунктом 1.4. Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», контракты с должностными лицами за однократное грубое нарушение правил охраны труда по пункту 9 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь не расторгались.
Анализ производственного травматизма показывает, что основными причинами его, являются:
№ п/п | ПРИЧИНЫ | % от общего числа случаев | ||
2013 | 2014 | |||
1 | невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда | 26,09 | 25,00 | |
2 | нарушение потерпевшими требований локальных нормативных актов по охране труда | 26,09 | 18,75 | |
3 | нарушение требований безопасности труда другими работниками | 0,00 | 6,25 | |
4 | нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств | 4,35 | 0,00 | |
5 | эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования | 8,70 | 6,25 | |
6 | неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест | 17,39 | 25,00 | |
7 | допуск потерпевшего к работе без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда | 8,70 | 6,25 | |
8 | нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения | 4,35 | 0,00 | |
9 | некачественная разработка проектной документации на реконструкцию производственного объекта | 8,70 | 12,50 | |
10 | Отсутствие у потерпевшего СИЗ | 8,70 | 0,00 |
Вышеуказанные причины свидетельствуют о приниженном спросе с должностных лиц и работников за нарушение требований охраны труда, а также недостатках в осуществлении полномочий, предоставленных законодательными и нормативными правовыми актами городскому исполнительному комитету по управлению охраной труда в организациях, расположенных на подведомственной территории.
Необходимо принять дополнительные меры по вовлечению работников в управление охраной труда путем регулярного рассмотрения на общих собраниях трудовых коллективов информации о состоянии безопасности на рабочих местах, существующих рисках повреждения здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда.
За январь-март 2014 года государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организациях г. Могилева проведена 61 проверка, из них 22 плановых и 39 внеплановых.
По результатам проверок было выдано 18 требований (предписаний) на устранение 577 выявленных нарушений законодательства о труде и об охране труда, приостановлена (запрещена) эксплуатация 20 единиц оборудования, представляющих угрозу жизни и здоровью работающих.
К административной ответственности, в виде штрафа, было привлечено 75 юридических лиц и 154 должностных лица.
Анализ проверок, проведенных в первом квартале 2014 года в ряде организаций города показал, что работа по охране труда ведется с нарушением требований законодательства об охране труда. Наиболее распространенные нарушения такие как, нарушения требований Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 №175, Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176, Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159, Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209, Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47, Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210, Технического кодекса установившейся практики «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения» (ТКП 45-1.04-78-2007), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2006 № 334, а так же допускается эксплуатация технически неисправного оборудования, не соответствующего требованиям правил и норм охраны труда и представляющего угрозу жизни и здоровью работающих.
В первом квартале 2014 года в Могилёвское областное управление поступило 139 обращений от граждан, работающих в организациях г. Могилёва, по вопросам нарушения нанимателями законодательства о труде, правил и норм по охране труда, включая 85 письменных и 54 устных обращения.
Анализ письменных обращений граждан показывает, что большая часть обращений поступила по вопросам увольнения, оплаты труда, в т.ч. нарушения сроков выплаты заработной платы, окончательного расчёта, непредоставления трудового отпуска в течение рабочего года.
Основными причинами нарушений законодательства о труде и об охране труда являются низкий уровень правовых знаний уполномоченных должностных лиц нанимателей, особенно в организациях частной формы собственности, не оказание методической помощи вышестоящими организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда, а также нестабильное финансово-экономическое положение организаций.
Нередко одной из причин допускаемых нанимателями нарушений законодательства о труде и об охране труда является непрофессионализм, отсутствие необходимого образования, стажа работы у работников кадровых служб, ненаправление их нанимателем на переподготовку и повышение квалификации, неисполнение нанимателями постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2005 № 187 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников кадровых служб коммерческих организаций».
Хочется отметить, что отдельным нанимателям г. Могилева небезразличны вопросы законодательства о труде и об охране труда. С целью недопущения и предотвращения нарушений законодательства о труде и об охране труда ООО «ЭЛС-групп», ОДО «Ассорти Групп», ООО «Изоспан», ООО «Махина Групп», филиал КУП «Могилевоблдорстрой» «ДРСУ № 59», ОАО «Могилевхлебопродукт» и др. обратились с письменными заявлениями в Могилевское областное управление с просьбой о проведении внеплановых проверок. Такая помощь была оказана всем обратившимся.