Могилевский городской исполнительный комитет

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Russian Belarusian English

6. Могилев сегодня. Культура

Музыкальная жизнь
Театральная жизнь
Кинотеатры
Литературная жизнь
Библиотеки
Музеи
Художественная жизнь

Музыкальная жизнь

Наиболее ранние сведения о музыкальной жизни Могилёва относятся к концу XVI в., когда в школах при православных братствах (первое основано в 1578) обучение хоровому пению было одной из основных учебных дисциплин. В XVII в. Могилёвская братская типография издавала нотные сборники. Музыкой сопровождались спектакли школьного театра, существовавшего при иезуитском коллегиуме в первой половины XVIII в. В 1780 по случаю встречи в Могилёве императрицы Екатерины II граф З.Г. Чернышёв выписал из Петербурга итальянскую оперу и придворную капеллу. Среди артистов особенно выделялся знаменитый Бонафино. 25, 27 и 29 мая были показаны оперы "La finita amante", "La Fraskatiira", "Astrologus imaginerie".
В конце XVIII - начале XIX в. при театре Чернышёва существовал крепостной оркестр. В городе начинал творческую деятельность И. Добровольский, который в 1800-е годы был регентом хора и капельмейстером духовой и "инструментальной" музыки архиепископа Анастасия Братановского. В XIX в. своеобразными центрами музыкальной просветительской работы стали общеобразовательные учебные заведения - гимназии и семинарии. В Могилёвской гимназии музыку и пение преподавал М. Лустгартен. Часто организовывались концерты учащихся, преподавателей и любителей музыки. Музыкальные спектакли включали в свой репертуар выступавшие в Могилёве театральные труппы. В 1842 в городе шла комическая опера "Карманьола, или Французы любят шутить", написанная С. Монюшко на либретто А. Корвин-Милевского (упоминается в репертуаре труппы Я. Хелмиковского). В 1860 силами могилёвских музыкантов в Варшавском музыкальном институте был проведён музыкальный вечер в пользу учащихся Могилёвской губернии. Организатором вечера был руководитель местного любительского симфонического оркестра, скрипач и композитор Л. Скробецкий (в концерт наряду с музыкой классиков были включены и его произведения). В Могилёве неоднократно выступал с исполнением произведений В.А. Моцарта и Л. Бетховена Городецкий крепостной квартет В.Г. Кастриото-Скандербека. в 1860-е годы значительной популярностью в городе пользовались скрипачи Г. Ягеман (Ягнов; в камерных концертах выступал с пианисткой Л. Чечковой), И. Крушевский. В 1886 организовано музыкально-драматическое общество, имевшее в своём составе отделы вокальной и инструментальной музыки; общество устраивало концерты, музыкальные вечера. В том же году основана музыкальная школа Печковской, в которой обучалось около 40 человек. В 1895 в Могилёве выступал с концертами С. Рахманинов (вместе с итальянской скрипачкой Т. Туа), в начале XX в. - Л. Ауэр, С. Борцевич, А. Вержбилович, И. Гофман, К. Григорович, Н. Фигнер, М. Эрденко, один из наиболее известных русских ансамблей Мекленбургский квартет и другие. Гастрольными театральными труппами были показаны оперы "Пиковая дама" П. Чайковского, "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова, "Демон" А. Рубинштейна, "Фауст" Ш. Гуно, "Кармен" Ж. Визе, "Травиата" Дж. Верди. Активной и многогранной была деятельность могилёвского Литературно-музыкально-драматического кружка (1905-1914). Работали музыкальные школы, основанные Р. Певзнером (1906) и В. Ерихайловым (1908).
Значительно оживилась музыкальная жизнь города после Октябрьской революции. С 1918 действовала рабочая музыкальная студия во главе с выпускницей Петроградской консерватории пианисткой Р. Блюман. На базе этой студии 19 февраля 1919 г. организована одна из первых в республике государственная детская музыкальная школа им. Н.А. Римского-Корсакова. Устраивались симфонические концерты (дирижёр Я. Певзнер), лекции (Ю. Дрейзин), активную концертную деятельность вёл хор работников просвещения. В 1921 работал кружок "Асвета", имевший музыкально-вокальную, драматическую и литературную секции. В 1924 в Могилёве поставлена одна из первых советских опер "Освобождение труда" белорусского композитора Н. Чуркина. В 1930-е годы в городе были популярны вокалисты Милославский и Егорова. В 1937 на базе детской музыкальной школы создано Могилёвское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова, ставшее центром музыкальной жизни города. После Великой Отечественной войны концертная деятельность в Могилёве осуществляется в основном силами преподавателей и учащихся музыкального училища, культпросветучилища, музыкальных школ (в 1998/99 - 6 детских музыкальных школ), коллективами художественной самодеятельности. В 1974 создано областное гастрольно-концертное отделение Белгосфилармонии, которое ежегодно организует в городе свыше 400 концертов с участием коллективов и отдельных исполнителей. В 1970-1980-е годы здесь выступали красноярский Ансамбль песни и танца Сибири, молдавский ансамбль народного танца "Жок", хоровые капеллы имени А. Юрлова и украинская "Думка", Государственный белорусский эстрадный ансамбль "Песняры", вокально-инструментальные ансамбли «Верасы», "Сябры", "Весёлые ребята", народные артисты СССР пианист С. Рихтер, певцы Н. Брегвадзе, Л. Зыкина, И. Кобзон, Л. Сметанников, Б. Штоколов, композитор М. Фрадкин. В 1984 при научно-методическом центре народного творчества и культурно-просветительной работы областном создан клуб самодеятельных композиторов в составе которого около 30 самодеятельных авторов (в том числе В. Макеева, Б. Магалиф, И. Коропов, Л. Ячнев; председатель - член Союза композиторов БССР В. Браиловский). Профессиональных деятелей музыкального искусства и любителей музыки города и области объединяло областное отделение Музыкального общества БССР, созданное в 1987.
Новый этап в музыкальной жизни города начался с созданием Могилевской областной филармонии (1990).
На 1999 в Могилеве работают: филиал Белорусской академии музыки (с 1990), музыкальное и культурно-просветительское училища, 4 музыкальные школы, 2 школы искусств, Могилевский областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы. Развита музыкальная самодеятельность: 28 музыкальных хореографичных и фольклорно-этнографических коллективов имеют звание «народных» и «образцовых».
В Могилеве проводятся международные фестивали духовной музыки «Магутны Божа», эстрадный «Золотой шлягер» (с 1995).

Театральная жизнь

Первые сведения о театральной жизни Могилёва относятся к 1698 (представления диалогов), в 1722-1732 существовал школьный театр при иезуитском коллегиуме. Происходили представления народного кукольного театра батлейки (зафиксированы в конце XIX в. фольклористами П.В. Шейном, Е.Р. Романовым и др.), известны могилёвские батлеечники Вазила и В. Бутома. В конце 1780-х годов действовал частный театр архиепископа С.И. Богуша-Сестранцевича (в 1788 поставлена написанная им трагедия "Гиция в Тавриде"). Основным театральным помещением в городе служило построенное в 1780 по проекту архитектора Бригонзи деревянное здание (по случаю посещения Могилёва Екатериной II). Театральные выступления происходили также в резиденции католического епископа и в семинарии (построена Г. Конисским). В 1840-х годах под театр использовался второй этаж каменного здания на Ветряной улице (позднее Большая Садовая, ныне улица Ленинская; в феврале 1851 здание сгорело). С 1852 спектакли по-прежнему устраивали в частных домах (в том числе в 1870 в здании городских казарм). Летом сценические представления давали также в летнем деревянном театре (так называемый "воксал") в городском саду.
В 1888 построено каменное здание городского театра, что содействовало активизации театральной жизни. В конце XVIII в. в городе выступали польские труппы А.Ш. Жуковского (с участием артистки Ю. Жуковской) и Я. Шиманского (1795); в XIX в. - К. Каминского, Ш. Недельского, В. Рашевского, Ю. Милевского, В. Ашпергера, М. Бетлеевского, К. Федецкого, Ю. Кондрата (1852-1854), А. Рутковского (1812, с участием Ашпергера), Я. Хелмиковского (1842), игравшие также и на русском языке. С конца 1880-х годов гастролировали украинские труппы, в т. ч. М. Васильева (1890), В. Потапенко (1893), А. Василенко (1895), И. Дворниченко (1899); в их репертуаре были украинские и русские пьесы ("Трагик поневоле" А. Чехова, "Ночное" М. Стаховича и др.). Ведущее место в театральной жизни города принадлежало русским театральным коллективам. За период 1864-1900 в Могилёве работали 14 драматических антреприз, 13 товариществ русских драматических артистов. После того как был построен постоянный городской театр, в Могилёв стали приезжать крупные русские драматические труппы: Г. Невского (1910-1915, в 1910 в составе труппы В. Кумельский), Ю. Юрьева (1911, 1913), Ф. Корша (1912-14), К. Незлобина и В. Рахмановой (1912), Кумельского и Н. Шмелёва (1913-14), московского Малого театра (1913) и др. Театральный сезон (зимний) обычно продолжался с сентября-октября по январь-февраль; на этот период и формировались, как правило, труппы. Проводились и летние сезоны с марта-апреля по август. Во время зимних театральных сезонов работали русские антрепризы Г. Деркача (1888), П. Рахманова (1899) и Б. Оршанского (1904), товарищества актёров под руководством П. Максимова (1894) и В. Житова (1889/90) и др.; во время летних сезонов - антрепризы В. Оберского (1854), А. Волгина (в 1861 с участием Хелмиковского, 1870), Ю. Снедецкого (1861), Н. Борисова (1886) и И. Арнольдова-Чепурнова (1896, с участием братьев Адельгейм), товарищества артистов под управлением Е. Горевой (1892), с участием М.М. Петипа (1894), Александрийского театра (1898, с участием В. Далматова, Н. Ходотова) и под управлением П. Ленского (1899). В разное время в городе гастролировали актёры Г. Федотова (1895, с участием К. Гарина и А. Вишневского), А. Волгин (1861), братья Адельгейм (1896, 1897, 1899, 1900), Н. Садовский и М. Заньковецкая (1897), Далматов (1898), П. Орленев (1899, 1912), М. Дальский (1900), В. Комиссаржевская (1906). В репертуаре трупп наряду со зрелищно-развлекательной драматургией были и значительные в идейно-художественном отношении русские и зарубежные произведения. Среди постановок: "Пан Гельдгаб", "Тётушка" и "Пожизненная рента" А. Фредро (1842), "Польская аристократия и шляхта в XVII столетии" К. Майерановского и "Картинка с натуры" С. Турбина (1861), "Маркитантка" Н. Кукольника (1870), "Евгений Онегин" по А. Пушкину (1886), "Ревизор" Н. Гоголя (1888, 1894), "Вторая молодость" П. Невежина (1888), "Маскарад" М. Лермонтова (1889), "Мария Стюарт" Ф. Шиллера, "Адриенна Лекуврёр" Э. Скриба, "Маргарита Готье" А. Дюма-сына и "Медея" по Еврипиду (1892), "Хаджи-Мурат" по Л. Толстому (1893-94), "Цепи" (1894), "Джентльмен" и "Молодость Иоанна Грозного" (1898) А. Сумбатова-Южина, "Свадьба Кречинского" А. Сухово-Кобылина, "Господа Головлёвы" по М. Салтыкову-Щедрину, "Медведь" А. Чехова, "Женитьба Фигаро" П. Бомарше, "Дон-Жуан" и "Тартюф" Мольера (1894), "Отцы и дети" по И. Тургеневу (1898, 1900), "Царь Эдип" Софокла, "Уриель Акоста" К. Гуцкова и "Царь Фёдор Иоаннович" А.К. Толстого (с Орленевым в гл. роли, 1899), "Идиот" по Ф. Достоевскому (1900), "Нора" Г. Ибсена (в главной роли Комиссаржевская) и "На дне" М. Горького (1906). Наибольшей популярностью пользовалась драматургия А. Островского ("Без вины виноватые", "Бедность не порок" и "Доходное место", 1889-1890; "Лес", 1894; "Снегурочка", 1904). Ставились также пьесы У. Шекспира ("Укрощение строптивой", 1894; "Отелло", 1896; "Гамлет", 1898; "Король Ричард III", 1899). После основной пьесы шёл ещё и дивертисмент. Так, в 1870, 1871 актёры С. Богданович и М. Рашевский исполняли в дивертисменте белорусские комические куплеты и песни.
С 1860-х годов получает распространение любительский театр, роль которого в общественной и культурной жизни города особенно возросла с 1880-х годов. Так, на открытии городского театра в Могилёве 15 мая 1888 любители показали комедию "Семейное счастье". На литературных вечерах и концертах они читали стихи и рассказы Пушкина, Гоголя, Лермонтова, ставили русскую и зарубежную драматургию. В 1886 в Могилёве широкую культурно-просветительскую программу активно претворяло в жизнь музыкально-драматическое общество (насчитывало 100 членов-исполнителей, около 200 членов-посетителей), имевшее музыкальный, вокальный и драматический отделы. Члены общества организовывали литературно-музыкальные вечера, устраивали театральные представления. В 1897-1898 действовал музыкально-драматический кружок любителей, в 1905-1914 - литературно-музыкальный-драматический кружок. Признание демократического зрителя получил Могилёвский любительский театр (1900-1904). Театральная жизнь города освещалась (с 1870 регулярно) в газете "Могилёвские губернские ведомости": печатались рецензии на отдельные спектакли, сообщения о выступлениях гастролёров, статьи по проблемам репертуара и т. д.
В первые годы Советской власти в Могилёве широкий размах приобретает деятельность любительских коллективов. По инициативе городского Пролеткульта в 1919-1920 создана сеть театральных кружков, народных театров, рабочих клубов, агитпунктов. Устраивались театральные представления на революционные темы (так называемые массовые действа). В 1921 действовал белорусский литературный и музыкально-драматический кружок "Асвета". В 1920-е годы работал коллектив "Синей блузы". В 1918-1920 в Народном доме играла драматическая труппа "Поиск", ставившая преимущественно революционные агитпьесы. В 1919-1920 действовал Советский театр, в 1920-1922 - театр первый показательный. В 1928-1932 в городе работала (с перерывами) Русская передвижная труппа под руководством Кумельского (в 1929 в её составе была и труппа под руководством Л. Скальского), на базе которой в 1932 создан Государственный русский драматический театр БССР: в 1935-1941 и 1944-1945 он работал в Могилёве. В 1946-1949 в городе действовал драматический театр. В 1954 создан областной драматический театр, ставший центром театральной жизни города. С 1977 работает Областной драматический театр, областной театр кукол. В 1983 в Могилёве состоялся Второй республиканский фестиваль театров кукол Беларуси.

Могилевский областной театр кукол создан в 1976 из выпускников Могилевского культурно-просветительского училища и участников художественной самодеятельности. Открылся 23 мая 1977 спектаклем «Тигренок Петрик» Г. Янушевской и Я. Вильковского. Главные режиссеры: М. Кулага (1976-1977), Ф. Шавяков (1978-1981), А. Лелевский (1982-1986), В. Авраменко (1986), А. Жугжда (1988-1990, 1992-1995, в 1995-2000 худ. Руководитель), В. Корнев (с 2002). Главные художники: Л. Быков (1977-1981, в 1978 и главныйрежиссер), Л. Микина (1992-1998), Г. Игнатьева (с 2001).
В спектаклях используются куклы разных систем (тростниковые, перчатные, планшетные, марионетки, маски), актер в живом плане.
Плодотворный период в творчестве театра связан с деятельностью режиссера А. Лелевского, спектакли которого отмечены поисками новых средств сценической выразительности, использованием разных принципов организации сценического пространства. Это и приближение к бытовой игре с куклой, исполненной в традициях народной глиняной игрушки в спектакле на столе-сцене (подиуме) «Дед и Журавль» В. Вольского, и стилизованный подпоказ старинного французского театра спектакль «Кот в сапогах» по Ш. Пер, и сложный для воплощения средствами театра кукол спектакль для взрослых «Тристан и Изольда» по средневековому произведению и др.
Наибольшего расцвета и популярности театр достиг в 1990-ых годах с приходом режиссера А. Жугжды. Под его началом была возобновлена белорусская народная батлейка на профессиональной основе («Рыгорка – Ясная Зорка» А. Вертинского), возродилось народное искусство вытинанки («Пилипка и Ведьма» С. Коваелва), разработано много интересных систем образности спектаклей: «Зязюлька» У. Гравцова, «Гарбата на дваiх» А. Жугжды, и «Чырвоны Капутрок» П. Кандрусевича и Жугжды, «Казка пра трох парсючкоу» Л. Ли, «Трагедыя пра Макбета» по В. Шекспиру и де.
Театр постоянно участвует в республиканских и международных фестивалях театров кукол. В сентябре 1993 и 1994 по инициативе и при участии театра проводился междунраодный праздник «Кукла-93» и «Кукла-94», на базе театра работала республиканская лаборатория драматргов театра кукол.
1990-ые принесли театру международное призвание.
Состав труппы (на 2003 год): Г. Борисова, Н. Бочкарева, М. Стешиц, Г. Лазутина, Т. Зеликова, Н. Суворова, Т. Федорова, В. Азаров, Н. Кудина.
В 2002 году ставились спектакли «Сказка про доброго чертенка» М. Кулешы (режиссер С. Ефремов, художник Г. Игнатьева), «Приключения невероятных человечков» В. Корнева (режиссер В. Корнев, художник Г. Игнатьева), «Маленький Клаус и Большой Клаус» по Г.Х. Андерсену (режиссер А. Лелевский, художник А. Вахромеев).

Областной драматический театр.
Создан в 1954 на базе переведенного в Могилев Пинского областного драматического театра.
Главные режиссеры: В.Д. Шутов (1955-1960), Б.А. Лурье (1960-1961), А.А. Асанин (1962-1963), Б.С. Володарский (1964-1969), В.А. Короткевич (1970-1975), Ю.П. Мироненко (1976-1978), Е.Д. Вялков (1978-1980), В.В. Маслюк (1981-1983), О.А. Соловьев (1984), А.В. Дольников (1985-1987), А.Э. Гузий (1988-1990), И.К Перепелкин (1991-1995), В.П. Кружалов (с 1995).
Открылся в Могилеве 29 октября 1954 спектаклем «Ярослав Мудрый» И. Кочерги (реж. Б. Долинов, художник В. Акулов). Первое время шли спектакли, подготовленные в Пинске. При формировании репертуара отдавалось предпочтение современной советской драматургии.
В разное время в театре работали народный артист БССР С. Бульчик, народный артист РСФСР Н. Родионов, заслуженные артисты БССР Ю. Гальперина, В. Гусев, Е. Данилович, А. Ефеменко, В. Кабатникова, Н. Короткевич, З. Молчанова, А. Раевский, А. Рудаков, Ю. Труханов, Н. Федяева, С. Яворский, заслуженная артистка РСФСР Э. Михайлова, заслуженная артистка Башкирской АССР С. Клименко.
Среди лучших постановок «104 страницы про любовь» Э. Радзинского (реж. Володарский), «Любовь, джаз и смерть» Ю. Грушаса (реж. Маслюк), «Собачье сердце» по М. Булгакову (реж. А. Гузий), «Дети Арбата» по А. Рыбакову (реж. И. Перепелкин), «Пигмалион» Б. Шоу (реж. М. Рехельс), «Павлинка» Я. Купалы (реж. В. Короткевич), «Сотников» В. Быкова (реж. Ю. Соболев), «Амнистия» Н. Матуковского (реж. Раевский), «Торговка и поэт» Шамякина (реж. Н. Говядинов).
Сегодня театр представляет свою концепцию как классических, так и современных театральных произведений разных жанров и эстетических направлений: комедию А.Н. Островского «Бешенные деньги», спектакль по мотивам произведений М. Горького «Светопреставление», «Снился мне сад в подвенечном уборе…» по рассказам А.П. Чехова («Загадочная натура», «Предложение», «Драма», «Медведь»), «Сильное чувство» (по мотивам произведений И. Ильфа и Е. Петрова, А. Чехова, М. Зощенко, В. Маяковского), фантастическую китайскую сказку «ТУрандот» К. Гоцци, интеллектуальную драму С. Мрожека «В открытом море», мюзикл по произведениям Б. Брехта «Трехгрошовая опера», комедию Дарио Фо «Свободная пара», мелодраму Б. Слэйда «Если бы я знала, что ты придешь, я бы испекла тебе пирог…», лирический триллер Эрика Эллиса и Роджера Риза «Двойная игра», вечерний блюз «Трамвай «Желание» по пьесе Теннеси Уильямса, трагикомедию по пьесе Л. Пиранделло «Шестеро персонажей в поисках автора», драму по пьесе И. Вилквиста «Ночь Гельвера», а также спектакль по пьесе комедиографа Тирсо де Молина «Дон Хиль – зеленый штаны».
В равной степени труппу театра интересует произведения белорусских драматургов: А. Дударева (криминальная мелодрама «Ким», история любви «Люси + Капитан»), Е. Поповой (современная притча «Воспоминание о Вавилоне, или Ал-ла-ла-ум»), С. Ковалева (трагикомедия «Тристан и Изольда», притча «Сестры Психеи», пьеса «Машека»). Много внимания уделяется и спектаклям для детей по пьесам С. Маршака («Кошкин дом»), Э. Успенского («Дядюшка Ау»), С. Прокофьева и Г. Сапгира («Кот в сапогах»), М. Баренева («Про тех, кто боится»).
Каждая из постановок отличается фантазией, театральной выразительностью, изобретательностью актерской игры, что, собственно, и привлекло внимание профессионалов и зрительской аудитории к Могилевскому театру. На разных театральных фестивалях работы театра получали призы или были высоко оценены критиками.
Спектакли театра доказывают, что в репертуаре есть разные по своему художественному качеству и сложности спектакли, что театр готов к любому театральному эксперименту, что он безусловно заинтересован в поисках уникального драматического материала, способного всесторонне раскрыть творческое лицо этого замечательного и трудолюбивого коллектива. У труппы Могилевского областного драматического театра большой творческий потенциал,

В городе гастролируют театральные коллективы Беларуси и зарубежья. Действуют многочисленные драматические коллективы художественной самодеятельности, народный театр Дома культуры автомобильного завода, народный театр Дома культуры железнодорожников, народный театр Дворца культуры завода искусственного волокна, народный театр Дворца культуры и техники производственного объединения "Химволокно". В Могилёве проводятся городские и областные смотры, декады, фестивали самодеятельности творчества трудящихся. Руководство самодеятельными коллективами города и области осуществляют межсоюзный Дом самодеятельного творчества Могилёвского облсовпрофа и областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. Театральная жизнь города освещается в городских и областных газетах.

Использованы материалы:
«Могилев. Энциклопедический справочник». Минск, «Белорусская советская энциклопедия», 1990.
Материалы, предоставленные Могилевским областным драматическим театром, автор текста В.А. Грибайло.
Материалы, предоставленные Могилевским областным театром кукол.

Кинотеатры

Первые демонстрации кинематографа в Могилёве состоялись в 1903. В 1909 был построен кинотеатр «Чары». Название его подчёркивало «фантастический» характер необычного зрелища — кино. В 1930 на его месте был сооружён кинотеатр «Чырвоная зорка», в 1938 построен кинотеатр «Радзiма». Во время Великой Отечественной войны оба кинотеатра разрушены. Кинотеатр «Радзiма» восстановлен в 1944, «Чырвоная зорка» — в 1948.
На 1 января 2005 в Могилеве 4 кинотеатра: «Чырвоная зорка», «Родина», «Космос», и «Ветразь», объединенных киновидеопредприятием «Позiрк». Три кинотеатра (кроме «Космоса») оборудованы системой Dolby Digital; два – видеокабинами («Чырвоная Зорка» на 4 посадочных места, «Родина» - на 6). Киновидеопредприятие проводит дни кино и кинофестивали; организует творческие встречи с актерами, режиссерами и другими интересными людьми; организует тематические показы, кинолектории для школьников города; оказывает населению различные виды услуг, в том числе видеосъемка, запись видеокассет и др. Ежегодно проводится традиционный Международный фестиваль анимационных фильмов «Анимаевка».
Общее количество посадочных мест – 1011 («Чырвоная зорка» - 489; «Родина» - 223; «Космос» - 147 и «Ветразь» - 152).
За 2004 год кинотеатры посетило более 200 000 человек.

Использованы материалы:
«Могилев. Энциклопедический справочник». Минск, «Белорусская советская энциклопедия», 1990.

Литературная жизнь

В начале XVII в. недалеко от Могилёва, в с. Барколабово (Баркулабово) Быховского района составлена Баркулабовская хроника, выдающийся памятник белорусской летописной культуры. Автор хроники (как предполагают, местный священник Ф.Ф. Могилёвец) писал о Могилёве XVI — начала XVII в. В XVII в. в городе некоторое время жил и работал поэт и философ А. (Ян) Белобоцкий.
Истории города посвящена Могилёвская хроника — летописный свод, созданный в конце XVII — начале XVIII в. лавником и купеческим старостой Трофимом Суртой и регентом городской канцелярии Юрием Трубницким, в XVIII—XIX вв. продолженная сыном и внуком последнего — Александром и Михаилом Трубницкими.
В 1616—1773 действовала Могилёвская братская типография, с которой связана деятельность белорусских печатников и гравёров Максима и Василия Вощанко, Спиридона Соболя и др. В 1755—1795 в Могилёве работал украинский и белорусский писатель Г. Конисский, автор исторических записок о Могилёвской епархии; он издал в Могилёве курс поэтики своего учителя Ф. Прокоповича. В 1774 учёный-лингвист, политико-церковный деятель С. И. Богуш-Сестранцевич основал Могилёвскую типографию.
После включения Могилёва в состав России (1772) усилились связи с русской литературой. В 1799 на Могилёвщине побывал Г. Державин. О Могилёве в числе других белорусских городов писал в «Походных записках русского офицера» (1820) И. Лажечников. В городе останавливался А. Пушкин (1820, 1824), через Могилёв проезжали Н. Гоголь (1828) и Т. Шевченко (1843, 1847). В 1818 вышел подготовленный писателем и педагогом Ф. Орля-Ошменцем первый в Беларуси журнал «Отечественный памятник». В городе родился фольклорист и этнограф П. В. Шейн, он составил одну из первых в России специальных фольклорных программ и разослал её по всей Беларуси. В его сборниках, особенно в «Материалах для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края» (т. 1—3, 1887—1902), изданных в Петербурге, широко представлен белорусский материал, в т. ч. и записи, сделанные на Могилёвщине и в самом Могилёве. С 1838 издавалась газета «Могилёвские губернские ведомости», в неофициальной части которой помещались краеведческие материалы по этнографии, фольклору, языкознанию, литературе. В 1833—1917 действовала Могилёвская губернская типография, напечатавшая ряд фольклорных и этнографических работ, художественных произведений местных авторов. В XIX в. широко развернулась работа по собиранию этнографических и фольклорных материалов. Открыты Могилёвский музей (1867) и церковно-археологический музей (1897), среди экспонатов которых были и литературные (в 1919 на их основе создан губернский музей). В 1853 в Петербурге издан сборник песен («Народные белорусские песни»), записанных на Могилёвщине Е. И. Павловской, уроженкой Могилёва. В 1859 работавший в городе С. С. Окрейц намеревался издавать здесь журнал «Белорусский вестник» (проект журнала был составлен и одобрен редакцией журнала «Современник», но замысел не осуществлён). В 1860-е г. в Могилёве появились литературные произведения официального характера на белорусском языке (беседы Ф. Блуса, брошюра «Беседа старого вольника с новыми про их дело», 1861, по предположению, автор А. Кисель). В 1900 на белорусском языке вышел сборник «Тарас на Парнасе и другие белорусские стихотворения» (2 изд. в 1902 включало, кроме анонимной поэмы, отдельные стихи Ф. Богушевича, В. Дунина-Марцинкевича и др.). В 1896-1906 в городе инспектором народных училищ и редактором неофициальной части газеты «Могилёвские губернские ведомости» (в 1897—1903) работал белорусский этнограф, фольклорист и археолог Е. Р. Романов. Здесь он издал «Белорусский сборник» (вып. 6, 1901), «Материалы для изучения говоров Могилёвской губернии» (1902—1903), «Учебник русской грамматики» (4 изд., 1904), подготовил публикацию «Белорусские тексты вертепного действа» (1898), под его редакцией вышли сборники статей «Могилёвская старина» (вып. 1—3, 1900—1903). Составил археологическую карту Могилёвской губернии, по его инициативе основано историко-краеведческое Общество изучения Белорусского края (в 1913 реорганизовано в Общество изучения Могилёвской губернии). Материалы по этнографии губернии представлены также в напечатанных в Могилёве книгах «Опыт описания Могилёвской губернии...» (в кн. I, 1882, под редакцией А.С. Дембовецкого) и «Сенненский уезд Могилёвской губернии» К.Т. Аникиевича (1907). Литературные и литературно-критические материалы помещались в местных газетах «Могилёвский вестник» (1906—1917) и «Могилёвский голос» (1906), журналах «Белорусский учительский вестник» (1910—1911) и «Вестник Могилёвского земства» (1914—1917). В начале XX в. в Могилёвской гимназии учился белорусский писатель М. Громыко, в духовной семинарии — М. Зарецкий, В. Шашалевич и А. Мрый. В 1909—1910 в кожевенных мастерских Могилёва работал Тишка Гартный, писал здесь стихи, отсюда посылал корреспонденции в газету «Наша нiва», в городе прошли и последние дни незаконно репрессированного писателя.
В начале XX в. Могилёв вошёл в белорусскую литературу благодаря поэме Я. Купалы «Могила льва» (1913), в основу которой положена легенда о возникновении города Могилёва, и стихотворению М. Богдановича «Летописец» (1912). А. Блок собирался написать рассказ «Три часа в Могилёве на Днепре» (остался лишь план рассказа), хотя сам в городе никогда не был.
После Октябрьской революции литературная жизнь в городе значительно активизировалась. В январе 1918 здесь начала издаваться газ. «Известия Могилёвского Совета рабочих и солдатских депутатов», вокруг которой группируются местные писатели. В 1920-е г. действовала Могилёвская филия литературного объединения «Маладняк», реорганизованная затем в Белорусской ассоциации пролетарских писателей филию. Издавались «Зарницы» (лит. приложение к газ. «Соха и молот», 1924), лит. сборники «Днепровские всплески» (1927), «Утро» («Ранне», 1929). Проводились литературные вечера, посвящённые творчеству писателей (например, 15-летию творческой деятельности А. Гурло в 1925), встречи литераторов с читателями. Город неоднократно посещали Я. Купала и Я. Колас, бывали А. Кулешов, М. Зарецкий. В 1924 в город приезжала в творческую командировку группа белорусских писателей во главе с Я. Купалой. В январе 1933 Я. Купала, Т. Гартный, П. Головач, М. Лужанин, А. Александрович и др. встречались с читателями в Доме Красной Армии и педагогическом институте. В апреле 1938 Я. Купала, Я. Колас и М. Климкович присутствовали на спектакле «В пущах Полесья» Я. Коласа, которым открывал гастроли в городе БГТ-2. Летом 1938 Я. Купала посетил фабрику искусственного шёлка. В ноябре 1928 в Могилёве с группой писателей был Я. Колас (выступал на литературном утреннике для студенчества и молодёжи, встречался с учителями). В феврале 1930 в городе побывали Я. Колас, З. Бядуля, П. Бровка, М. Никонович, И. Цвикевич. В июле 1925 состоялась встреча студентов и преподавателей педагогического техникума с М. Зарецким (в 1919 учительствовал на Могилёвщине, в 1920 работал в городе заведующим волостным отделом работников просвещения). Городу посвящён очерк «Могилёв» М. Горецкого, жизнь и творчество которого связаны с Могилёвщиной. В 1920—30-е годы в городе работали белорусские писатели: В. Бурносов, Э. Волосевич и П. Прудников (рабочими), И. Баранкевич, Ю. Лявонный и Г. Щербатов (в газетах «Соха и молот», «Магiлёускi селянiн», «Камунар Магiлёушчыны»), преподавали в педагогическом институте И. В. Гуторов (в политико-просветительском институте), Ю. Гаврук, Д. Политыко (в педагогическом техникуме) и Ю. Пширков, в педагогическом техникуме В. Горбацевич, в медицинском училище Я. Журба. В учебных заведениях города занимались Д. Политыко, Е. Василёнок, М. Барсток, В. Агиевич, В. Матевушев, Г. Щербатов, Н. Горулёв, П. Шестериков, М. Шумов и Е. Курто (в педагогическом институте), С. Фомин, Я. Шараховский, М. Ларченко и Ю. Лявонный (в педагогическом техникуме), И. Новиков и А. Деружинский (в газетном техникуме), П. Приходько (в газетной партшколе), А. Белевич (в политико-просветительском институте), В. Шаховец (окончил рабфак).
В годы Великой Отечественной войны в июне 1941 в Могилёв приезжали в качестве военных корреспондентов А. Сурков и К. Симонов, посвятивший защитникам Могилёва свои репортажи, написавший здесь свои стихи «Презрение к смерти», «Секрет победы». Воины и ополченцы Могилёва стали прототипами многих образов произведений писателя, прежде всего романа «Живые и мёртвые», о них он писал в дневниковых записях «Разные дни войны». Симонов побывал в городе в 1965, 1966 и 1974, выступал на вечерах-встречах с читателями. По завещанию писателя под Могилёвом, на Буйничском поле — месте суровых боёв в 1941 — развеян его прах. В освобождении города от немецко-фашистских захватчиков участвовал писатель А. Платонов, в июне 1944 в газете «Красная Звезда» поместил статьи «Прорыв на запад», «Дорога на Могилёв», «В Могилёве».
После войны возрождается литературная жизнь города. Изданы сборники «Литературный Могилёв» (кн. 1—2, 1949—1950), «Днепро» (1957), «Приднепровье» (1958). Особенно оживилась литературная жизнь города с 1960, когда было создано областное отделение Союза писателей БССР. При газете «Магiлёуская прауда» работает литературное объединение «Прыдняпроуе». В городе проводятся литературные встречи с писателями, дни литературы, читательские конференции, литературные научные чтения, областные семинары молодых писателей. В 1980-е г. в городе широко отмечалось 60-летие со дня рождения И. Мележа и М. Шумова, 70-летие со дня рождения К. Симонова и А. Кулешова (в педагогическом институте проводились Симоновские и Кулешовские чтения), 100-летие со дня рождения Я. Купалы и Я. Коласа (состоялись литературные научные чтения «З цэлым народам гутарку весцi»). В 1986 большой литературный вечер был посвящён героической обороне Могилёва (выступали участники обороны города, писатели-могилевчане Шестериков и Шумов). В мае 1988 состоялся Пушкинский праздник поэзии, в котором приняли участие И. Чигринов, В. Зуёнок, П. Макаль, А. Письменков, А. Мельников, Н. Луферов; в июле этого же года прошли Всесоюзные симоновские литературные чтения с участием русских советских писателей А. Вознесенского, Р. Казаковой, Р. Рождественского, Я. Хелемского, И. Шкляревского, белорусских литераторов В. Быкова, Р. Бородулина, А. Жука, Л. Прокши, А. Сульянова, И. Аношкина и др. Писатели города поддерживают творческие связи с литераторами Брянщины, Чсрниговщины, Ровенщины, где в Днях братских литератур участвовали могилёвские писатели А. Пысин, Шестериков, И. Аношкин, А. Кандрусевич и др. Установились взаимосвязи с писателями Польши и особенно Болгарии (в 1984 в Могилёве выступали болгарские писатели А. Атанасов, П. Праданов, X. Байданов). В городе родились писатели П. Кобзаревский, Р. Берёзкин, Волосевич, И. Клаз, Шумов. В Могилёвском педагогическом институте формировались творческие интересы писателей Д. Бугаева, Луферова, В. Ракова, Н. Янченко, И. Шкляревского (жил, работал и учился в городе), М. Казакова, Аношкина, С. Марченко, В. Ховротовича, А. Политыко, О. Салтука, Г. Евсеева, Кандрусевича, Б. Казанова, В. Бутромеева. Окончили училища города писатели С. Гаврусёв (педагогическое), Л. Леванович (культурно-просветительское) и С. Понизник (медицинское), учительский институт — Г. Юрченко. В городе жили и работали в разные годы писатели Волосевич, Д. Политыко и А. Макаревич (преподавали в педагогическом институте), М. Ткачёв, Горулёв и Волосевич (в газете «За Радзiму»), Матевушев, Пысин, В. Карамазов и Кандрусевич (в газете «Maгiлёуская прауда»), А. Макаёнок, И. Сивцов, Шумов, Шестериков, Раков, А. Мельников; жили Н. Герасимов и Н. Зверева. В областных и районной газетах, в сборниках литературного объединения «Прыдняпроуе» печатались молодые литераторы А. Сербантович, С. Басуматрова, Е. Крупенько, М. Шевчёнок.
В декабре 1997 года в Могилеве выступили участники Дней русской литературы в Беларуси М. Алексеев, Ю. Кузнецов, Г. Пашков, П. Проскурин, В. Сорокин, К. Сквоцров.
В Могилёве (1999) живут и работают писатели Аношкин, В. Дуктов, Я. Климуть, М. Лукьянов, И. Пехтерев, В. Равговцов и другие.

Библиотеки

Первыми библиотеками в Могилёве были книгохранилища при церквах и монастырях. В XVI—XVIII вв. действовала библиотека-читальня Могилёвского Богоявленского братства, с конца XIX в. при церковно-археологическом музее.
В XVII — начале XVIII в. имели библиотеки могилёвский войт Фёдор Казанович и мещанин Фома Тризнич.
В XVIII в. библиотеки существовали при монастырях и учебных заведениях. Продолжали действовать и после присоединения к России (1772): библиотеки польских книг при католических монастырях, библиотека учебных книг при иезуитском коллегиуме (в 1829 они были упразднены). В 1803 создана библиотека при главном народном училище, в последующие годы основываются и при других учебных заведениях. При комплектовании их руководством служили «Каталоги книгам и учебным пособиям, употребляемым в гимназиях, уездных и приходских училищах».
Существовали фундаментальная и ученическая библиотеки при гимназии. Книги для них выписывались из магазинов Петербурга, Вильно, Риги и других городов, присылались канцелярией департамента народного просвещения и попечителя виленского учебного округа. В фундаментальную библиотеку поступила часть фонда расформированной библиотеки бывшего иезуитского коллегиума. В 1831 в библиотеке насчитывалось 3370 экз., в 1840 — 4328. Фундаментальная библиотека городского училища существовала на средства, ассигнованные на содержание училища, выделяемые попечительством о народной трезвости, городскими, земскими и сельскими общественными учреждениями, частными лицами. В состав ее входили библиотеки ученическая (расходовалось 80% ассигнованных средств) и учительская, а также склад учебников и книг для народного чтения. Библиотека находилась под надзором местного инспектора народных училищ.
Фонд для народного чтения включал книги, предусматриваемые «Правилами о бесплатных народных чтениях». Эти же правила распространялись и на 3 народных библиотеки-читальни, организованные в 1899 комитетом попечительства о народной трезвости; надзор за деятельностью осуществляли учителя приходских училищ.
Библиотеки имели также духовная семинария, Александровское реальное училище — фундаментальную и ученическую (последняя предназначалась для учащихся старших классов, включала обязательные для прочтения произведения русской художественной литературы).
В 1827 создана первая публичная губернская библиотека. Она находилась в помещении библиотеки гимназии, с 1833 в отдельном помещении клуба Дворянского собрания, где и открыта для посетителей 25 октября. Первым библиотекарем был В. Игнатович. Фонд библиотеки пополнялся за счёт дарений книг и денежных пожертвований от государственных учреждений и частных лиц. К 1845 насчитывалось 1008 экз. Пользование библиотекой было платное: 2 рубля ассигнациями за месяц, 10 — за полугодие, 15 — в год; на дом книги выдавались под залог в 25 рублей. Для сравнения – серебряный рубль середины XIX в. приблизительно равен 25 тысячам современных рублей. Библиотека находилась под общим наблюдением Министерства народного просвещения и непосредственным местной дирекции народных училищ. Отсутствие стабильного источника финансирования, случайный подбор книг, бедность фонда, узость тематики привели к прекращению деятельности библиотеки в конце 1850-х годов.
В 1869 под воздействием общественности губернская публичная библиотека была открыта вновь при статистическом комитете. Её фонд составили книги, журналы и газеты бывшей библиотеки губернского правления; книги, полученные в дар и купленные на средства, собранные по подписке, и взносы читателей (3 рубля в год). Кроме того, библиотека получала по 2 экземпляра всех книг, издаваемых губернской типографией. В ней же впервые был напечатан и каталог библиотеки (1871, составитель С. Езерский), в дальнейшем каталоги библиотеки издавались в 1902, 1903, 1913. К 1903 в библиотеке насчитывалось 19 названий периодических изданий, 4830 экз. книг (в 1871 — 3535 экз.); состояло 859 читателей. Слабо пополнялась библиотека новой художественной и научной литературой, чем в значительной степени и объяснялось небольшое число читателей (например, в 1898 — 721 чел.).
Во 2-й пол. XIX — начале XX в. действовала библиотека Могилёвского общественного собрания (изданы её каталоги за 1871, 1888, 1901, 1903, 1913). В конце XIX в. созданы специальные библиотеки при обществе врачей (основана в 1862) и сельскохозяйственном (1888—1911), которые обслуживали своих членов. Впоследствии литература общества врачей вошла в фонд библиотеки Белгосуниверситета. Во второй половине XIX века в городе действовали частные библиотеки «Модерн» (открыта в 1859 Захаровичем в гостинице Шендера) и Н.Е. Гебель (1880-е годы). Около 3 тысяч книг по истории, археологии, этнографии было в личной библиотеке Е.Р. Романова. Библиотека для чтения существовала при книжно-музыкальном магазине Я.Г. Сыркина (в 1896 издан каталог русских книг и журнальных статей её).
В начале XX в. действовали библиотеки рабочих и марксистских организаций — кружка им. К. Маркса и правдистской группы (насчитывала 2 тысячи книг).
После Октябрьской революции увеличилось количество библиотек в городе, значительно возросли их фонды, на предприятиях действовали книгопередвижки. В 1919 на базе губернской публичной создана Библиотека центральная городская. Заметно пополняется фонд белорусской литературы (с 200 экз. в 1925 увеличился до 1 тыс. в 1926), поступает обязательный экземпляр издаваемой в республике белорусской литературы. Растёт число читателей и книговыдачи (например, в октябре 1926 на абонементе 1415 человек, было выдано 3567 книг). При библиотеке работал кружок (70 чел.), в 3 секциях которого изучалась книга, работа с газетами, интересы читателей. В 14 пунктах города работали её передвижки.
С 1925 действовала еврейская библиотека. В 1926 основан филиал Государственной библиотеки БССР им. В. И. Ленина, в 1938 преобразована в библиотеку областную, которая получает обязательный экземпляр всей издаваемой в республике печатной продукции. Большое внимание уделяется созданию профессиональных кадров библиотечных работников. В 1919, 1926—1927 в городе действовали курсы при политпросветтехникуме по подготовке библиотечных кадров. Их готовили также культпросветтехникум (1930—1932), совпартшкола, преобразованная в 1928 в политпросветтехникум (в 1929 работали постоянно действующие курсы), а затем и созданный на его базе институт. В 1941 в Могилёве действовало 13 библиотек различных систем и ведомств.
В Великую Отечественную войну библиотекам был нанесён большой материальный ущерб.
В послевоенное время восстанавливаются ранее действовавшие, создаются новые библиотеки.
На 1.1.2005 в Могилёве 16 массовых библиотек, в том числе центральная, 8 детских, областная с детским отделением. Библиотечный фонд 822 тысячи экземпляров. В 2004 году библиотеки посещали почти 80 тысяч читателей, количество книговыдач превысило 1,3 миллиона книг.
При каждой библиотеке работают секции, кружки, клубы по интересам, в том числе при детской библиотеке № 2 программа «Будущее в настоящем» для трудных подростков и детей с замедленным психическим развитием; при городской библиотеке № 3 действует клуб «под сенью муз», объединяющий молодых поэтов; при городской библиотеке № 5 им. Я. Купалы – клуб «Золотой возраст» для людей пожилого возраста; при библиотеке им. Пушкина работает эколого-краеведческий факультатив «Я, ты и все вокруг», библиологический лекторий «Умники и умницы»; при городской библиотеке им. К. Маркса действует клуб «Зеркало» для молодежи. При многих детских библиотеках работают кукольные театры. При всех библиотеках работают пункты ксерокопирования.
Самая крупная библиотека города – областная библиотека имени В.И. Ленина. Библиотечный фонд на 1.1.2005 составил 752 266 книг. В 2004 году библиотеку посещали 43 746 читателей. В библиотеке работают залы: абонемент с платным коммерческим фондом; отдел информационных ресурсов, где читатели могут получить бесплатный доступ в Интернет а также получить справки по правовой информации; общий читальный зал; отдел белорусской и краеведческой литературы; отдел искусств; отдел периодики; сектор иностранной литературы, где читатели могут взять на прокат фильмы на иностранных языках; отделы обслуживания младших и старших школьников и другие.
Библиотека оказывает услуги ксерокопирования, ламинирования, платная выдача литературы из читальных залов, выдача справок, разработка сценариев.
С 1975 массовые и детские библиотеки Министерства культуры БССР объединены в 2 централизованные библиотечные системы государственных массовых и детских библиотек Могилёва.

Использованы материалы:
«Могилев. Энциклопедический справочник», Минск, «Белорусская советская энциклопедия», 1990.

Музеи

Первый музей открылся 15 ноября 1867 г. при Могилевском губернском статистическом комитете. В 1879 реорганизован, в 1893 создан историко-археологический отдел. Наибольший вклад в развитие музея внесли А.С. Дембовецкий, Е.Р. Романов, М.В. Фурсов, С.Ю. Чаловский. Музей имел около 1500 экспонатов, среди них: кольчуга с Анелинского кургана Быховского уезда, коллекции монет Великого княжества Литовского XVI-XVII вв., а также арабских и западноевропейских, русские ассигнации начала XIX в., памятные медали, старинное оружие, ранние печатные книги, рукописное евангелие XV в., королевские грамоты (на пожертвование Черейскому костёлу 1606, на самоуправление Мстиславлю 1767), тронное кресло из Могилевского дорожного дворца XVIII в., символические ключи Могилева местной работы XVIII в., сани, брошенный Наполеоном во время бегства из России, атлас 1823 с планами городов Могилевщины, манекены жителей Могилевщины в национальной одежде, батлейка из Быховского уезда, модели крестьянского двора из Рогачевского уезда и ветряной мельницы, сельскохозяйственные орудия труда, сани-розвальни, телеги, типы местных лодок; большая коллекция детских игрушек, предметы кустарного и заводского производства, гербарии растений, образцы почв, фотоснимки архитектурных памятников и этнографических типов Могилевщины. Некоторые материалы музея экспонировались в Москве и Вильно. Большая часть экспонатов передана в 1919 г. в Могилевский губернский музей.
В 1897 году открылся церковно-археологический музей, основан Е.Р. Романовым. Находился в здании бывшего бернардинского монастыря. Площадь экспозиции 140 кв. м. имел более шести тысяч экспонатов, полученных преимущественно из ризниц и кладовых церквей Могилева и губернии, из археологических раскопок, проведенных Е.Р. Романовым. В собрании икон и церковной утвари были представлены иконы XVI-XVIII вв. московского, смоленского, старообрядческого, могилевского письма, в том числе из Могилева – иконы «Богоявление» XVII в. из Петропавловской церкви», «Николай Чудотворец» (1796) и «Рождество Богородицы» (1649) из Николаевской церкви и др. Среди них были иконы, написанные на холсте или досках, резанные по дереву, свинцу, меди и др., некоторые из них в окладах работы могилевских мастеров А. Волчака и П. Слижика. Хранилась богатая коллекция напрестольных и шейных крестов, в основном XVIII в., многие в инкрустированных и драгоценных оправах. Из церковной утвари имелись медный портир (литургический сосуд) XVII в. из Никольской церкви, инкрустированная дарохранительница XVIII в. из Крестовоздвиженской церкви. Богато была представлена одежда и головные уборы служителей церкви, в том числе ризы XVII-XVIII вв., серебряная митра Георгия Конисского (1758) и др. Из многочисленных богослужебных книг XVI-XVIII вв. наибольшую ценность представляли библия (1751) с гравюрами, напрестольные евангелия 1568, 1637, 1640, 1764, изданные в Москве, Киеве, Заблудове, книги могилевских (XVII и XVIII в.), московских, киевских и львовских изданий (XVIII в.) «Беседы Иоанна Златоуста», изданные в Киеве (1623), «Слова и речи…» Феофана Прокоповича (Спб., 1760-1774). В собрании музея надгробные плиты: княгини Друцкой-Соколинской (1588) и Арсения Азаровича (медная, 1652), деревянные надгробные доски из Николаевской церкви XVII и XVIII в., части резных иконостасов, царские врата и боковые алтарные двери XVII-XVIII вв., скульптурные изображения святых и др. были представлены также архивные документы XVII-XVIII вв., церковные инвентарные книги, грамота (1577) на магдебургское право Могилеву, инвентарь города, замка и волости (1604). Из археологических раскопок в музей поступали керамика, каменные и железные орудия труда, монеты.
В 1919 экспонаты переданы Могилевскому губернскому музею.

31 января на базе экспонатов церковно-археологического и Могилевского музея основан Могилевский губернский музей (с 1938 г. Могилевский областной краеведческий музей), с филиалами Музей истории атеизма и мемориальный музей Г.К. Орджоникидзе.
Накануне Великой Отечественной войны в музее хранились экспонаты огромной культурно-исторической ценности: крест Евфросинии Полоцкой 1161, коллекции белорусских рукописных книг и грамот (175 единиц), орудия X-XIV вв. (280 единиц), монет (18 тысяч единиц), икон XIII-XVIII вв. (150 единиц), в том числе Белыничской богоматери (XIII в.), фарфоровых изделий XIV-XVIII вв. (170 единиц), серебряный и золотой ключи, подаренные Могилеву Екатериной II, картины И. Айвазовского, И. Репина, В. Серова и др.
Музей разграблен немецко-фашистскими захватчиками. Большинство ценнейших экспонатов пропали бесследно.
Музей восстановлен в 1950.
С 1962 размещается в здании, построенном в 1778 г. для нижнего суда, врачебной управы и архива.

24 декабря 1982 Открыт художественный музей В. К. Бялыницкого-Бирули как филиал Национального художественного музея РБ. Площадь выставочных залов 350 кв. м. В музее (1989) около 700 экспонатов. В мемориальных залах портреты Бялыницкого-Бирули и его близких, личные вещи, документы, книги, фотоснимки. В экспозиции более 100 произведений художника, отражающих творческий путь от ранних работ 1890-х годов до зрелых произведений 1950-х годов. В выставочном зале периодически устраиваются художественные выставки. Здание, в котором расположен музей, построено в XVIII в. (по иным сведениям в XVII в.) как жилой дом.
На 1.1.2005 в Могилеве 5 музеев: Областной краеведческий музей, Областной художественный музей, музей им. Бялыницкого-Бирули, музей этнографии и музей истории города.

Использованы материалы:
«Могилев. Энциклопедический справочник». Минск, «Белорусская советская энциклопедия», 1990.

Художественная жизнь

Могилёв с древних времён известен как крупный центр ремёсел и художеств, промыслов. Об этом свидетельствуют материалы археологических раскопок и находок XIII—XV вв. на территории города: изделия кузнецов, ювелиров, косторезов, гончаров. Ювелирное ремесло древнего Могилёва представлено стеклянными позолоченными бусами, крестами-тельниками, браслетами, перстнями, медальонами с изображениями святых и христианской символикой. Изяществом форм отличаются браслеты, застёжки, пряжки, фигурные булавки и другие бытовые поделки. Большое внимание уделялось инкрустации цветными и благородными металлами, чеканке. Изделия из кости (разнообразные накладки и резные навершия, гребни, рукоятки ножей) украшались преимущественно циркульным узором. Среди керамических изделий наиболее часто встречаются печные терракотовые и зелёнополивные изразцы с растительным и зооморфным орнаментом, геральдическими изображениями. В конце XV в. посуду украшали волнистым орнаментом, наколами, косыми насечками. На изразцах и стеклянной посуде встречаются надписи на древнебелорусском языке.
В XIV—XVI вв. известны такие виды художественных ремёсел, как оружейное, ткачество, художественная обработка дерева и кожи.
С XV в. Могилёв — крупный центр изготовления керамики, со второй половины XVI в. — центр производства изразцов. После получения Могилёвом в 1577 полного магдебургского права город становится крупнейшим художественным центром Великого княжества Литовского. С конца XVI в. известны имена могилёвских художников Макара Акулинича, Ломаки (Ломаты) Фёдоровича, Дмитрия Ивановича, Исаака Ивановича и др. В этот период начала складываться самобытная Могилёвская шкала иконописи. По описаниям и историческим источникам известно замечательное произведение этой школы начала XVII в. — икона «Богоматерь Могилёвско-братская» (копия иконы, выполненная в XVIII в., находилась в Трёхсвятской церкви).
Могилёв — один из первых белорусских городов, где вопросами культурной и художественной жизни занимались цеховые религиозно-просветительские организации — братства (в 1589 здесь создано первое в Беларуси братство скорняков). Братства были главными заказчиками произведений иконописи и резьбы по дереву в храмах (иконостас и царские ворота Николаевской церкви — образец объёмно-ажурной белорусской резьбы). Предполагают, что в создании этого иконостаса участвовал уроженец Могилёвщины Клим Михайлов, а также могилёвские и шкловские сницера (резчики по дереву). Известно также, что Клим Михайлов и другие выходцы из Могилёвщины, переселившиеся в Москву, создали знаменитый иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Замечательным произведением местных мастеров-резчиков XVII в. являлся также иконостас братской Богоявленской церкви (не сохранился). Иконы для него писал могилёвский художник Афанасий Пигоревич. Стремление к синтезу различных видов искусств в интерьере храма определило в XVII в. единство стилистики произведений иконописи, резьбы, ювелирного искусства.
Особенности белорусского барокко, характерные для архитектуры могилёвских церквей, находили своё продолжение в монументальной росписи. Богато декорировались фасады и интерьеры жилых и культовых зданий Могилёва (резьба по дереву и камню, роспись).
С организацией в XVII в. кузнечных цехов наряду с традиционными развивались новые отрасли ремесла, изделия которых имели художественное оформление. В Могилёве изготовляли оловянную посуду, фонари, пушки, колокола, позолоченные и посеребрённые изделия из меди, железа, набойку, могилёвское стекло.
Деятельность Могилёвской братской типографии способствовала формированию Могилёвской школы гравюры, известными представителями которой были Максим и Василий Вощанка, Фёдор Ангилейко.
Художественные произведения могилёвских мастеров XVII в. — художников-маляров, сницеров, гравёров, ювелиров, ювелиров-позолотников — отличались высоким уровнем исполнения, богатой декоративностью, красочностью. В их работах часто присутствовали черты народного быта, белорусского национального типажа.
В XVII в. на Могилёвщине созданы иконы «Богоматерь Белыничская» (не сохранилась), «Богоматерь с младенцем» (в Трёхсвятской церкви), «Богоматерь» и «Иоанн Богослов» из скульптурной группы «Распятие с пред стоящими» (в Могилёвском областном краеведческом музее) и др.
Богатые традиции художественной жизни города получили новое наполнение в XVIII в. Стиль барокко стал более пышным, его местные самобытные черты не так ярко различимы. В росписях алтаря Николаевской церкви и костёла Станислава налицо все признаки типично барочной формы: иллюзорность, глубокая пространственность, архитектурные кулисы. Изображения дополняют картуши и барочные орнаментальные рамки. Подобное решение характерно и для иконы «Никола со сценами жития» в Трёхсвятской церкви. Барочная направленность свойственна и работам известного могилёвского ювелира-злотника Петра Слижика. Сохранился выполненный им серебряный оклад для иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская» в Диене. Сделанные им оклады для икон Спасской церкви не сохранились.
В XVI—XVIII вв. на Могилёвщине трудились 45 художников, в том числе Р. Медведский, Дорофей Колосовский, Якуб и Варфоломей Коты (отец и сын), Ф. Мокревский, Л. Тарбиновский (из Киева, расписал иконостас в д. Попова Гора, теперь г.п. Красная Гора Брянской обл.).
В XVIII в. в Могилёве работали: портретист, декоратор и архитектор А. Гловацкий, портретист, иконописец, автор эскизов и фресок Иосифовского собора В. Боровиковский, участник фресковой росписи костёла кармелитов Чайковский, портретист Ежи Александрович, живописцы Якуб Борохович, Матвей Филонович, Тимка Флюндра, Ян Чурула, Евстафий Моргун, Левой Силинич, Пётр Силинич, Андрей Козак, Василь Сущевский, Максим Мастан, Якуб Малук, Васко, Арон, Моевский Михаил, Айзик Сегаль, ювелир и чеканщик Афанасий Волчак.
На рубеже XVIII—XIX вв. здесь работал Юзеф Пешка — автор живописных работ с видами Могилёва и его окрестностей. С Могилёвщиной связано творчество многих известных художников XIX века: в Могилёве и Пропойске (ныне Славгород) работал крепостной художник Ф. Тулов, несколько видов Могилёва того времени написали Ф. Пархоменко и И. Чемоданов. На Могилёвщине работали художники И. Добровольский и А. Каменский, пейзажисты Н. Атриганьев, А. и И. Горавские, русский живописец Н. Неврев, зарисовки архитектурных памятников Могилёва и Могилёвщины сделал Н. Орда, родились и работали акварелист П. Ходорович, скульптор Ф. Ходорович, художники А. Лукашевич и М. Зайцев, медальер и живописец А. Васютинский, классик белорусской советской живописи В. К. Бялыницкий-Бируля.
В конце XIX в. в Могилёве создано Товарищество любителей изящных искусств, работала частная художественная школа, которой руководил воспитанник Виленской рисовальной школы Пархоменко. В 1893 в городе состоялась выставка сельскохозяйственной продукции и кустарной промышленности, где экспонировались и изделия мастеров прикладного искусства.
В Могилёве и окрестностях распространена резьба по дереву (образцы сохраняются в Могилёвском областном краеведческом музее). Сохранились образцы высокохудожественной рельефной резьбы по дереву (двери и наличники жилых и общественных зданий, ажурные резные царские ворота Онуфриевской церкви), архитектурной лепки и литья (литые кронштейны и фризы украшают вход бывшего дома архиепископа Г. Конисского). Памятниками художественного литья XIX в. являются чугунное надгробие Гортынского, бронзовая купель Борисоглебской церкви, оклад иконы св. Николая Трёхсвятской церкви. В украшениях интерьеров использовалась декоративная плитка (пол в Трёхсвятской церкви).
После Октябрьской революции создан центральный музейный фонд, который ставил своей задачей охрану памятников искусства. Издавались плакаты, призывавшие на борьбу с интервенцией, на охрану завоеваний революции (художник Ф. Иванчук и др.). Могилёвским губернским отделом народного просвещения был объявлен конкурс на проект памятников К. Либкнехту, А. Скрябину, С. Разину.
В 1920-е г. в Могилёве работали художники М. Техановский, Г. Пархоменко (сын Ф. Пархоменко), скульптор А. Груббе. Скульптор П.П. Яцыно совместно с отцом П.Г. Яцыно создали памятник В.И. Ленину, который был установлен в Могилёве на театральной площади (разрушен гитлеровцами во время Великой Отечественной войны). В 1924 состоялась выставка могилёвских художников, в которой участвовали Ф. Пархоменко, Чемоданов, Гессе и др. В 1925 художники Могилёва приняли участие в первой Всебелорусской художественной выставке в Минске. В 1928 в Могилёве действовал филиал Революционной организации художников Беларуси. Здесь экспонировались произведения третьей Всебелорусской художественной выставки. В 1941 организована передвижная выставка графики белорусских художников.
В послевоенное время регулярно проводятся выставки художников Могилёва и области. С 1966 работает выставочный зал.
Среди выставок 1960—70-х годов персональные А. Бархоткова (1968), В. Кульвановского (1969), сатиры белорусских художников, к семинару творческой молодёжи (1968), посвящённые 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, 25-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 50-летию ЛКСМБ (все 1970), XXIV съезду КПСС и XXVII съезду КПБ (1971), выставка графики (1973), «Слава труду» и «30 лет Великой Победы (1975), «По Ленинскому пути» к 60-летию Октябрьской революции (1977), «Пейзаж нашей Родины» к 60-летию ВЛКСМ, «В семье единой» к 60-летию БССР и КПБ, выставка произведений художников г. Габрово (НРБ, все 1978).
Художественная жизнь значительно активизировалась после создания в 1974 областной организации Союза художников БССР. Регулярно устраиваются отчётные выставки художников области, а также персональные, групповые, молодёжные, обменные и другие Произведения могилёвских художников постоянно экспонируются на республиканских выставках в Минске. В 1976 создано объединение молодых художников области, члены которого активно участвуют в работе городского клуба творческой интеллигенции.
Начало 1980-х г. ознаменовано дальнейшим развитием художественной деятельности города. Состоялись выставки, посвящённые 110-летию со дня рождения В.И. Ленина (1980), произведений молодых художников Могилёва и области, произведений из музея юмора и сатиры г. Габрово, народного искусства Франции (все 1981), к 60-летию образования СССР и ЛКСМБ, Дню Победы, 90-летию со дня рождения М. Богдановича, республиканская белорусской графики (все 1982), молодых художников Могилёва, произведений А. Горавского, белорусского советского эстампа (все 1983), к 40-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, персональные Г. Туровской, Г. Кононовой, В. Кузьмича (все 1984).
С 1982 работает художественный музей В.К. Бялыницкого-Бирули, в 1988 открыта картинная галерея (в бывшем здании поземельно-крестьянского банка).
С 1997 каждый год в Могилеве проводятся пленэры: В.К. Бялыницкого-Бирули (1997), М.В. Неврова (1998), П.В. Масленникова (1999).