№ п/п ФИО Содержание вопроса, замечания и (или) предложения Ответ на вопрос, информация о принятии либо обоснование отклонения замечания и (или) предложения
Отзывы, поступившие в ходе собрания по обсуждению экологического доклада по СЭО:
1 Борисов А.Н. 1. Ранее планировался мост через железную дорогу, для соединения микрорайона Юбилейный и микрорайон Ольса (Техноприбор бывший), что предлагается сейчас? 1. В генеральном плане предусмотрено продолжение магистрали общегородского значения Днепровский бульвар со строительством путепровода над железной дорогой для организации связей между районами Юбилейный и Техноприбор (улица Проектируемая № 16).
2. Есть фотографии краснокнижных животных: белой цапли в районе пруда (возле очистных сооружений дождевой канализации), птицы пустельга в микрорайоне техноприбора, на Советской площади возле кафе «Тандыр» (существует гнездо несколько лет), и на ул.Юбилейной возле завода электродвигателей. 2. Градостроительный проект общего планирования «Генеральный план г.Могилева» учитывает места произрастания дикорастущих растений и места обитания диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь. По данным Могилевской городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды сведений о нахождении мест произрастания дикорастущих растений и мест обитания диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, на территории города Могилева в инспекции отсутствуют. Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 64-1 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 N 1982-XII "Об охране окружающей среды" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды организует работу по выявлению мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и учету этих мест.  В экологическом докладе дополнено мероприятие: «предусмотреть выявление мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и взятие их под охрану.»
3. Будут ли сносить психиатрическую больницу и памятник с братской могилой, хотелось, чтобы его сохранили 3. Снос указанного учреждения здравоохранения, памятника и братской могилы в решениях генерального плана не предлагается.
4. По ул.Гришина, есть только один заезд, будут ли дополнительные связи с городом? 4. В генеральном плане предусмотрено строительство продолжения Днепровского бульвара – ул. Проектируемая № 16 – и продолжение ул. Гришина – ул. Проектируемая № 15. Реализация этих планов позволит обеспечить транспортное обслуживание существующего микрорайона по ул. Гришина.
2 Платоненко Л.Ф. 1. Научный руководитель доклада существует ли? 1. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.07.2016 №399-З "О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду" «стратегическая экологическая оценка проводится заказчиками, проектными организациями, имеющими в своем штате специалистов, прошедших подготовку по проведению стратегической экологической оценки и соответствующих требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь». требований к наличию научного руководителя не имеется.
Ответственный исполнитель по СЭО имеет свидетельство о повышении квалификации №3177966
2. Почему у вас в экологическом докладе написано, что нет краснокнижных растений и животных, а далее в описании заказника «Печерский лесопарк» есть? 2. По данным Могилевской городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды взятых под охрану мест произрастания дикорастущих растений и мест обитания диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, на территории города Могилева не имеется.
В соответствии с отчетом о научно-исследовательской работе по теме: «Выполнить расчет рекреационных нагрузок на резервируемые территории для объявления особо охраняемой природной территории «Печерский лесопарк» в г. Могилеве, с определением базовых регламентов» в границах заказника выявлено место произрастания исчезающего вида грибов – фомитопсиса розового или розового трутовика (Fomitopsisrosea), относящегося к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь.
В экологическом докладе дополнено мероприятием: «предусмотреть выявление мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и взятие их под охрану.»
3. В Экологическом докладе должно быть отражено, что роются ямы (добыча полезных ископаемых) в пойме р.Днепра, также карьер напротив могилевского автомобильного завод имени С.М. Кирова и так по всей пойме реки. В докладе необходимо отразить что неэффективно роются ямы без дальнейшего понимания к чему это все делается, сегодня выроют, а что будет завтра с этой территорией, парковая зона, гребной канал, уже нужно сегодня отвечать на эти вопросы. Что будет в будущем с карьерами? Если по большому карьеру будет рекультивация, а что по остальным ямкам? 3. В соответствии с Экологическими нормами и правилами ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 "Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности", утвержденные постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. N 23-Т Пункт 31 «Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия нарушенных земель» и пункт 32 «Рекультивация земель выполняется землепользователями или иными субъектами хозяйствования, осуществляющими работы, связанные с нарушением земель, на предоставленных им в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель, земельных участках, в целях приведения этих земельных участков в состояние, пригодное для использования по целевому назначению в соответствии с условиями отвода этих земельных участков.»
4. Против общественной и жилой застройки в пойме р.Днепра. 4. Освоение части пойменной территории реки Днепр в центральном районе города предусмотрено в утвержденном генеральном плане города. Функциональное зонирование и регламенты и режимы использования уточняются на последующих стадиях проектирования.
5. В Октябрьском районе, есть жилая, общественная, промышленная зоны, однако в шаговой доступности не обеспечены леса и озелененные территории общего пользования. В октябрьском районе есть всего 3 парка: парк 60-летия, парк аттракционов и экстрим парк, половина города не имеет озелененных территорий и альтернативы кроме как в пойме р.Днепр, больше нет. 5. Согласно градостроительного проекта специального планирования «Схема озелененных территорий общего пользования города Могилева», утверждённый решение Могилевского городского исполнительного комитета от 31 марта 2022г. №7-38 (далее - Схема), в перечень существующих озелененных территорий общего пользования Октябрьского района включено 70 объектов, из них 18 объектов благоустроенных, и 16 объектов включено в перечень предлагаемых к развитию озелененных территорий общего пользования, в том числе пойма р.Днепр (существующие: сквер «Аллея славы», сквер по пр-т Пушкина, зона кратковременного отдыха у воды по ул.Златоустовского; проектируемые: парк им.Т.Шефченко, парк «Фатинский залив», природный парк «Заднепровье», зона отдыха у воды «Троицкий пасад», зона отдыха у воды «Холмы»).
6. Транспортная инфраструктура, формирование кольца за городской чертой, ул.Проектируемая 5. Необходима связь микрорайона соломинки-2 с городом. Город развивается по радиальной системе и самый рациональный это строительство объездов вокруг города кольца, нельзя отказывать от объездов 6. Формирование части кольцевой магистрали общегородского значения – ул. Проектируемая № 5 – предусмотрено на втором этапе реализации генерального плана.
7. Предлагаем включить в экологический доклад, чтобы разработали проект детальной планировки южной исторического части города, так как уже есть разработанные ПДП западной и восточной исторической части города. 7. Определение перечня градостроительных проектов детального планирования не является составляющей экологического доклада по стратегической экологической оценке.
Такой перечень является разделом Основных положений генерального плана.
8. Есть генеральный план 1778г., с исторической частью, который определяет границы средневекового города, есть улицы - линии городских оборонительных сооружений средневекового города. Почему данные территории не включены в границы исторического города. Кто принимает решение об изменении границ исторического центра? Так как границы ПДП исторической части только до р.Днепр 8. Границы историко-культурной ценности (далее – ИКЦ) «Исторический центр г.Могилева» утверждены постановлением МК РБ от 25.06.2021 № 45.
Помимо названной ИКЦ в городе Могилеве имеется большое количество иных ИКЦ, расположенных за границами исторического центра. В составе генерального плана выполнен опорный историко-архитектурный план (далее – ОИАП) (пояснительная записка и графические материалы), в котором отображены сохранившиеся планировка и объекты, связанные с историей развития города, расположенные как в историческом центре, так и за его пределами. В ОИАП учтены утвержденные и разработанные проекты зон охраны ИКЦ г.Могилева, в генеральном плане отображены утвержденные границы исторического центра, утвержденные границы других ИКЦ, зоны регулирования застройки и другие планировочные ограничения, связанные с наличием историко-культурных ценностей в границах проектирования.
9. Возможно ли включить все озелененные территории, в том числе дворовые территории, так как свободные территории сразу начинают застраивать, уплотнять.   9. В соответствии с пунктом 9.2.2 СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов» по функциональному назначению озелененные территории населенного пункта подразделяются для целей настоящих строительных норм на:
рекреационные, включающие парки, скверы, бульвары (в случае деления города на районы выделяются парки, скверы, бульвары городского и районного значения), городские леса, зоны отдыха, зоны кратковременной рекреации у воды, озелененные участки общественных центров общегородского и районного значения;
ограниченного пользования, включающие озелененные участки в застройке, производственной, коммунально-складской, административно-деловой, торгово-бытовой, лечебно-оздоровительной,
научно-образовательной, спортивно-зрелищной, культурно-просветительской, культовой;
специального назначения, включающие ботанические сады, дендрологические парки, озелененные территории, расположенные в границах санитарно-защитных зон и санитарных разрывов,
территории противоэрозионных и придорожных насаждений;
территории озелененных участков в жилой застройке;
территории вдоль улиц населенных пунктов в границах красных линий;
Внутридворовые территории относятся к озелененным территориям ограниченного пользования и в Генеральном плане не выделяется в отдельную функциональную зону.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с требованиями статьи 33-1 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 N 205-З «О растительном мире» «Не допускаются уменьшение площади и (или) ухудшение баланса озелененных территорий общего пользования, размещение объектов строительства, предусматривающих такие уменьшение и (или) ухудшение, если в границах города, района в городе (при делении города на районы) не выполняются нормативы в области озеленения и (или) размещение объектов строительства приведет к невыполнению таких нормативов, а также если это противоречит положениям схемы озелененных территорий общего пользования. Также не допускается уменьшение площади озелененных участков в жилой застройке, если в границах квартала жилой застройки не выполняются нормативы в области озеленения либо если это приведет к невыполнению таких нормативов.»
10. Новый полигон коммунальных бытовых отходов, что планируется? 10. Проектом предлагается сохранение существующей схемы захоронения КО, не подлежащих дальнейшему использованию, на действующем полигоне КО в районе д.Новая Милеевка до момента строительства и ввода в эксплуатацию нового полигона в составе регионального комплекса по обращению КО Могилевской зоны обслуживания (д.Новая Милеевка), согласно утвержденной Концепции. Экспертно, территория для размещения регионального объекта по обращению КО предлагается возле действующего полигона.
Переработка КО и ВМР предусматривается на МПЗ. Вариант увеличения мощности МПЗ, связанный с дополнительным поступлением КО от всей Могилевской зоны обслуживания, уточнение размещения, мощность и состав объектов по обращению в составе регионального объекта КО будет решаться на следующей стадии проектирования в составе предпроектной (прединвистиционной) документации, проектов специального планирования Могилевской зоны обслуживания
Атаманчик А.В. 1. Существующая развязка, которая находится на стороне Лупово и зеленой зоны, вдоль реки Днепр с района Подниколье, планируется строительство пешеходного моста. Скажите пожалуйста каким образом строительство моста может отразиться на экологической обстановке и рекреационной зоне которая находится в пойменной территории реки. 1. Оценка экологической обстановки и трансформации территории будет рассмотрена в проектной документации при строительстве моста.    
  2. Сохранение экологической сферы в пойме реки Днепр, в частности ул.Подгорной, сохранение лугов и природного разнообразия, какие вы видите пути реализации в связи с размещением новой среднеэтажной застройки. (исторический центр). Предусматривается ли удаление ливневой канализации, будут ли формирование асфальтных дорог и т.д. 2. Проектное предложение по размещению новой жилой застройки (мало- и среднеэтажной) в районе Подгорной увязано с инженерно-техническими мероприятиями по защите территории от паводков.
В генеральном плане в пойме реки Днепр в районе южнее Подгорной предусмотрено формирование озелененной территории общего пользования. Озелененные территории в пойме реки предназначены для использования всеми жителями города Могилева. Сохранение природного разнообразия и бережное отношение к сложившимся ландшафтам – вопрос ответственного использование данной территории жителями города.
Батилова Н.Н. 1. Предусматривается ли какое-либо развитие или что планируется на территории между ул.Королева и карьеров, очистных сооружение дождевой канализации в районе пруда? 1. Согласно Генеральному плану и Схеме на данной территории предлагается формирование зоны отдыха «Холмы»
Ромашков В.А. 1. Превышение по формальдегиду, какие мероприятия предусматриваются предотвратить эту ситуацию? 1. Экологический доклад дополнен мероприятием: «проведение корректировки, объединенной СЗЗ участка №4 СЭЗ «Могилев» с учетом выбросов всех предприятий-резидентов участка, а также объектов, расположенных в границах объединенной СЗЗ, с целью определения возможности дальнейшего размещения производственных объектов на данной территории;
разработка проектов объединенной СЗЗ для предприятий, образующих промышленные комплексы на участках СЭЗ «Могилев» в г.Могилев;
реконструкция и благоустройства существующей улично-дорожной сети;
применение дорожных покрытий, обеспечивающих наименьший уровень шума и запыленности при движении транспортных средств при строительстве и реконструкции улиц и дорог;»
  2. По озелененным территориям более чем в трое не достигается норматива обеспеченности ОТОП, как будет решаться вопрос? 2. При реализации проектных предложений Схемы показатель обеспеченности городского значения составит 8,16 м2/человека, районного – 11,89 м2/человека.
  3. По местам массового отдыха, наиболее благоприятный это Печерский лесопарк, однако в 2022 году был запрет на купание, необходимы мероприятия, реальные предложения чтобы естественные водоемы приспособить для кратковременно отдыха у воды. 3. Данное мероприятие не входит в компетенцию градостроительной документации. В Генеральном плане озелененная территория общего пользования «Печерский» выделена в объекты первоочередного освоения и благоустройства.
  4. Включить в первоочередные мероприятия формирование озелененной территории в пойме реки Днепр с двух сторон и создать единый многофункциональный парк. 4. Согласно Схеме и Генерального плана территория поймы реки Днепр входит в существующие озелененные территории общего пользования и предлагаемые для развития. В Схеме к пойме р.Днепр относятся следующие существующие озелененные территории: парк «Подниколье», зона отдыха у воды по ул.Правонабережная, зона кратковременного отдыха у воды по ул.Правонабережная, сквер «Аллея славы», сквер по пр-т Пушкина, зона кратковременного отдыха у воды по ул.Златоустовского; проектируемые: парк «Подниколье» участок №1, парк «Подниколье» участок №2, парк им.Т.Шефченко, парк «Фатинский залив», природный парк «Заднепровье», зона отдыха у воды «Троицкий пасад», зона отдыха у воды «Холмы»
Борди-ловский В.С. 1. Кто отвечает за реализацию генерального плана В соответствии со статьей 18 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" обеспечение реализации градостроительной документации, соблюдение режимов территориальных зон по функциональному использованию территорий населенных пунктов и иных административно-территориальных единиц входит в компетенцию территориальных подразделения архитектуры и градостроительства
  2. Превышение по формальдегиду с СЭЗ Могилев, предусматриваются ли какие-либо мероприятия, лесозащитную полосы предусмотреть. Предусмотрены следующие мероприятия:
снижение выбросов от стационарных источников за счет внедрения экологически чистых производств и технологий, модернизации, реконструкции и вывода из эксплуатации или замены устаревших производств формирование защитных насаждений улиц и дорог, отведение внутренних территорий микрорайонов для основных массивов жилой застройки, детских дошкольных и школьных учреждений, сосредоточение учреждений культурно-бытового обслуживания вдоль магистральных улиц;
реконструкции и благоустройства существующей улично-дорожной сети;
снижение количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников за счет развития велосипедной инфраструктуры и увеличения доли использования велосипедов для внутригородских поездок.
Также СКТО «Могилевского района» (основные положения) предусмотрено проведение мероприятий по озеленению древесно-кустарниковой растительностью территорий в границах СЗЗ участка №4 СЭЗ «Могилев» в районе сельских населенных пунктов Вейно, Новоселки, Вильчицы, Восход;
Драчев М.А. 1. Предлагаю расширение рекреационной зоны по ул.Бетховена и не формировать многоквартирную застройку. 1. Малоэтажная и среднеэтажная многоквартирная застройка планируется вдоль проектируемой улицы, которая предназначена для транспортного обслуживания сложившегося жилого района и для решения инженерно-технических вопросов по защите данной территории от затопления
При этом предусматривается формирование озелененных территорий общего пользования в пойме реки Днепр как продолжение Подникольского парка.
Отзывы, поступившие письменно или по электронной почте по обсуждению экологического доклада по СЭО:
  Предлагаем включить в доклад:
1. Необходимо разработать проекты специального планирования схемы развития бытовой и дождевой канализации в отведенные сроки в рамках выполнения Указа Президента Республики Беларусь №128 от 20 апреля 2017 г. об изменении пункта 2.
  1. Генеральным планом учтена необходимость разработки проектов специального планирования инженерного обеспечения города, в том числе схем водоснабжения, канализации и дождевой канализации.
Организация разработки градостроительных проектов специального планирования, обеспечение на соответствующей территории соблюдения законодательства, в том числе в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, находится в компетенции местных исполнительных и распорядительных органов.
  2. Указанные в докладе данные свидетельствуют о необходимости проведения первоочередных природоохранных мероприятий:
Ограничить дальнейшее экстенсивное промышленное развитие города. Ввести научно обоснованные экологические ограничения для развития всех существующих промышленных зон.
2. Рекомендациями СЭО и Основными положениями генерального плана предусмотрено ограничение размещения на территории города новых производственных объектов через размер СЗЗ. В целом на территории города не допускаются к размещению объекты с СЗЗ более 300 метров, также имеются ограничения в 100 и 50 м для отдельных участков.
  3. Провести детальные крупномасштабные исследования по зонам загрязнения с целью уточнения пространственных параметров аномалий, корректировки размеров санитарно-защитных зон, выявления участков почв, на которых необходима их санация. Особое внимание необходимо обратить на Южную промзону и четвертый участок СЭЗ Могилев. 3. Проведение исследований и мониторинга не входит в компетенцию градостроительной документации. Данные мероприятия проводятся подведомственными организациями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Рекомендациями СЭО и Основными положениями Генерального плана предусмотрены:
сокращение размера базовой СЗЗ с проведением технологической модернизации, реконструкции объектов, разработка проекта СЗЗ и согласование расчетной СЗЗ в установленном порядке, учет расчетной границы СЗЗ при реализации проектных решений для предприятий с нарушением режима СЗЗ;
проведение корректировки объединенной СЗЗ участка №4 СЭЗ «Могилев» с учетом выбросов всех предприятий-резидентов участка, а также объектов, расположенных в границах объединенной СЗЗ, с целью определения возможности дальнейшего размещения производственных объектов на данной территории;
разработка проектов объединенной СЗЗ для предприятий, образующих промышленные комплексы на участках СЭЗ «Могилев» в г.Могилев;
проведение оценки загрязнения почв и по мере необходимости проведение санации почвы и рекультивации территории при осуществлении освоения территорий под жилую и общественную застройку на месте предлагаемых к выносу и ликвидации производственных, сельскохозяйственных и коммунальных объектов.
  4. Для получения более полной картины состояния окружающей среды провести детальные работы по выяснению экологической обстановки на территории города и прилегающих районов, влияющих на здоровье населения. 4. Данное мероприятие не входит в компетенцию градостроительной документации и ее реализации. При разработке проектов используется данные предоставляемые территориальными центрами гигиены и эпидемиологии, инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также статистические данные НСМОС.
  5. Осуществить экологическую паспортизацию сельскохозяйственных земель в пределах городской черты и вблизи города с обязательным определением в почве и сельхозпродукции соединений металлов, ксенобиотиков и других химических соединений.
Учитывая высокий уровень загрязнения окружающей среды токсичными соединениями приступить к широкомасштабным медико-экологическим исследованиям по оценке мутагенности выбросов, стоков, атмосферного воздуха и почв; по оценке состояния здоровья населения, проживающего на территориях зон максимального загрязнения.
Приступить к созданию автоматизированной системы по управлению качеством природной среды города, с целью интегрирования ее в республиканскую автоматизированную систему контроля окружающей среды.
Создать постоянно действующую схему охраны окружающей среды города, позволяющую учитывать все происходящие изменения в промышленности, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве города, изменения в характере и интенсивности процессов загрязнения.
5. Данные мероприятия не входят в компетенцию градостроительной документации и ее реализации.
  Замечания к вступительной части текста экологического доклада по СЭО:  
  1. Глава 2 раздел 2.1 Краткая характеристика исследуемой территории, стр.12.
Отсутствует информация о первом регулярном плане развития г. Могилёва 1778 г. и его краткая характеристика. Согласно плана 1778 года, город располагался на обоих сторонам русла реки Днепр. Планировочная структура средневекового города окончательно оформилась во второй половине 17 века. Городских оборонительные укрепления (в том числе отраженные на плане 1778 г.) в течении 17-18 веков являлись границами города. Существовали оборонительные укрепления также в Заднепровье на территории Луполово и Троицкой сотни. Не указана информация о разработке планов развития города в период с 1778 года до 1918 года.
1. В экологическом докладе приведена краткая историческая справка по г.Могилеву. Границы исторического центра г.Могилева установлены в соответствии с Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь 25.06.2021 № 45 «Аб гiсторыка-культурных каштоўнасцях». Историко-градостроительное обоснование приводится в томе 2 Генерального плана, материалы для служебного пользования.
В составе генерального плана выполнен опорный историко-архитектурный план (далее – ОИАП) (пояснительная записка и графические материалы), в котором отображены сохранившиеся планировка и объекты, связанные с историей развития города, расположенные как в историческом центре, так и за его пределами. В ОИАП учтены утвержденные и разработанные проекты зон охраны ИКЦ г.Могилева, в генеральном плане отображены утвержденные границы исторического центра, утвержденные границы других ИКЦ, зоны регулирования застройки и другие планировочные ограничения, связанные с наличием историко-культурных ценностей в границах проектирования.
  2. На странице 14 не указаны причины самых низких темпов прироста численности населения в сравнении с другими областными центрами в 2009 - 2019 гг. и как на это повлияла неблагоприятная экологическая обстановка в городе? 2. На стр. 14 представлен сравнительный анализ темпов прироста численности населения г. Могилева. Он отражает фактически сложившуюся ситуацию с динамикой численности населения города в межпереписной период (2009-2019 гг.).
Выявлять причины столь низких темпов прироста численности населения г.Могилева в сравнении с другими областными центрами – не задача генерального плана. Для этого должна быть выполнена отдельная работа, в которой будет осуществлен анализ демографических процессов (естественного и миграционного движения населения), темпов экономического развития, экологических факторов, темпов жилищного строительства и других факторов, оказывающих влияние на развитие каждого из областных центров.
  3. На странице 17 (в характеристике исторического ядра города), не указано почему в историческое ядро города включены только - замок, Нагорный и Шкловский посады, если сравнить его со всей территорией средневекового города согласно плана 1778 года?
Не указано также, почему в границы территории исторического центра не включена существующая историческая застройка ул. Быховской и прилегающего района Задубровенского посада, включая здания бывшего женского епархиального училища и комплекса Борисоглебской церкви, хотя это неотъемлемая часть сохранившегося исторического центра города, причем входящая в границы средневековых оборонительных укреплений, в границах которых город существовал около двух столетий? 
А именно, почему не включена в исторический центр территория Задубровенского, Покровского, Виленского посадов, а также Луполова и Троицкой сотни?
3. Границы исторического центра г.Могилева установлены в соответствии с Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь 25.06.2021 № 45 «Аб гiсторыка-культурных каштоўнасцях».
  4. Страница 38 абзац 6, информация не точна:
В пойменной части Октябрьского района нет естественных озёр (стариц), есть только карьеры оставленные после выработки песка и заполненные водой, то есть все они имеют искусственное происхождение.
Фатинский залив - это тоже затопленный водой песчаный карьер.Святое озеро, также разрабатывалось, как карьер по добыче песка, хотя первоначально имело естественное природное происхождение.
4. В экологическом докладе внесены изменения в подглаве 2.3 «Поверхностные и подземные воды».
  5. В докладе указано, что в городе отсутствуют виды растений, внесённые в Красную книгу Республики Беларусь и взятые под охрану, при этом указывается о наличии краснокнижных видов растений на территории заказника местного значения "Печерский".
Разработчики проекта заказника должны были оформить охранные паспорта, однако информации об этом в докладе нет, почему это не уточнили непонятно?
5. По данным Могилевской городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды взятых под охрану мест произрастания дикорастущих растений и мест обитания диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, на территории города Могилева не имеется.
В соответствии с отчетом о научно-исследовательской работе по теме: «Выполнить расчет рекреационных нагрузок на резервируемые территории для объявления особо охраняемой природной территории «Печерский лесопарк» в г. Могилеве, с определением базовых регламентов» в границах заказника выявлено место произрастания исчезающего вида грибов – фомитопсиса розового или розового трутовика (Fomitopsisrosea), относящегося к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь.
В экологическом докладе дополнено мероприятием: «предусмотреть выявление мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и взятие их под охрану.»
  6. В докладе не указана необходимая потребность в парках на территории Октябрьского района, а также количество существующих.
Не указано, каким образом эту задачу можно решить при условиях, когда практически все на территории Октябрьского района застроено и основные спальные районы отделены от городских лесов широкой полосой промышленной зоны?
Причем, городские леса на территории Октябрьского района не могут считаться (для основных спальных районов Октябрьского района) зелёными зонами в шаговой доступности, если проложить пути и измерить расстояние реальных пешеходных путей, а не опираться только на радиус досягаемости.
6. В экологическом докладе внесены изменения в подглаве 2.6 «Растительный и животный мир. Миграционные коридоры модельных видов диких животных» и дополнено информацией о количестве существующих озелененных территориях и предлагаемых к развитию согласно Схеме. Обращаем ваше внимание, что в основных положениях Схемы есть перечень существующих и предлагаемых к развитию озелененных территорий общего пользования.
  7. В докладе не указано, что в последние годы интенсивно застраиваются зелёные зоны дворовых территорий города (уплотнение), а также другие реально существовавшие озелененные территории, при этом проектировщики учитывают только выполнение нормативов обеспеченности для вновь строящихся зданий и не проводят анализ выполнения нормативов обеспеченности для уже существующих.
Считаем, что это порочная практика, нарушающая порядок ведения проектных работ и нарушающая не только законодательство, но и благоприятные условия существования людей проживающих в домах существующей застройки.
Например:
По объекту «Микрорайон жилой застройки в границах улиц: проспект Пушкинский-улица Гагарина-улица Крылова с благоустройством прилегающей территории в городе Могилеве». Инженерно-транспортная инфраструктура», установлены следующие замечания:
1. Не запроектировано в границах ПДП необходимое количество парковочных мест.
1.1 Ряд парковок расположенных  вдоль проезжей части улицы Гагарина будут мешать движению транспорта.
1.2  Юридически проектируемый квартал не входит в ПДП центра г.Могилева, поэтому снижение парковочных мест до 50% согласно СН 3.01.03-2020 п.11.7.7 не обосновано.
1.3  Запроектированная парковка для квартала на противоположной стороне ул.Гагарина не входила в границы прежнего ПДП и согласно корректировки  Генплана  г.Могилева 2017 г. расположена в зоне общественного центра района.
Недопустимо для размещения  данной парковки изменять границы ландшафтно-рекреационной зоны поймы реки Днепр. 
Как можно использовать парковки общественных центров, но при этом не проектировать парковки для жилья в границах ПДП?
Парковки расположенные в зоне общественного центра, должны использоваться для обслуживания общественных центров, а не проектироваться за границами ПДП и использоваться для вновь строящихся жилых кварталов, это нарушение  действующего Генплана г. Могилева!
А новая корректировка генплана пытается это узаконить!
Считаем перечисленные ниже предложения Генплана по формированию общественных территорий г. Могилева требуют пересмотра:
- Застройка общественной зоны общегородского значения на левобережье Днепра в границах проспекта Пушкина - ул. Гагарина - проспекта Шмидта.
Данное решение Генплана приведет к нарушению природного каркаса г. Могилева. Предлагаемая застройка перерезает водно-зеленый диаметр города в районе моста по проспекту Шмидта. Требует уточнение размер водоохранной зоны р.Днепр.
Проекты водоохранных зон и прибрежных полос рек и водоемов г. Могилева разработаны РУП «ЦНИИКИВР» для р. Дубровенка, р. Дебря и оз. Святое и р. Днепр утвержденные соответственно Решениями Могилевского областного исполнительного комитета от 21 ноября 2001г, №15-18; от 23 ноября 2002 г. №13-65; и от 19 ноября 2008г. №14-50. В настоящее время, в соответствии со статьей 52 Водного Кодекса Республики Беларусь минимальная ширина водоохранной зоны устанавливается в размере 600 метров.
7. В соответствии с требованиями статьи 33-1 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 N 205-З «О растительном мире» «Не допускаются уменьшение площади и (или) ухудшение баланса озелененных территорий общего пользования, размещение объектов строительства, предусматривающих такие уменьшение и (или) ухудшение, если в границах города, района в городе (при делении города на районы) не выполняются нормативы в области озеленения и (или) размещение объектов строительства приведет к невыполнению таких нормативов, а также если это противоречит положениям схемы озелененных территорий общего пользования. Также не допускается уменьшение площади озелененных участков в жилой застройке, если в границах квартала жилой застройки не выполняются нормативы в области озеленения либо если это приведет к невыполнению таких нормативов.»
Реконструкция районов сложившейся застройки ведется с учетом требований ТНПА.
Проведение экспертизы разработанных для территории города проектов детального планирования и иных проектов не входит в задачи разработчиков генерального плана и специального доклада по стратегической экологической оценке.
Градостроительный проект общего планирования разработан в рамках требований законодательства, узаконивание каких-либо решений, противоречащих этим требованиям, в генеральном плане не предусматривается.
Освоение указанной территории предусмотрено в утвержденном генеральном плане и требует проработки на стадии детального планирования.
Обращаем внимание что на территории г.Могилева и прилегающей территории для водных объектов разработаны и утверждены следующие проекты:
«Проект водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов города Могилева», утвержденному решением Могилевского городского исполнительного комитета от 26.02.2021 №1-154;
«Проект водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов могилевского района с учетом требований водного кодекса Республики Беларусь», утвержденному решением Могилевского районного исполнительного комитета от 03.03.2020 №13-6.
  8. Инженерные сети.
- По объекту «Микрорайон жилой застройки в границах улиц: проспект Пушкинский-улица Гагарина-улица Крылова с благоустройством прилегающей территории в городе Могилеве». Инженерно-транспортная инфраструктура», установлены следующие замечания:
В проекте застройки квартала должны быть разработаны решения по дождевой канализации с учетом прилегающей застройки и согласно генерального плана города, согласно расчетной схемы дождевой канализации города с возможностью приема дождевых стоков от застройки расположенной выше по течению реки Днепр.
- Объект «Инженерные сети и благоустройство территории, прилегающей к микрорайону жилой застройки «Фатина» в г.Могилеве. Корректировка» включен в программу финансирования из средств областного и субвенций республиканского бюджетов в 2023 году.
- В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация по объекту «Микрорайон жилой застройки в границах улиц: проспект Пушкинский - улица Гагарина - улица Крылова с благоустройством прилегающей территории в г.Могилеве». Инженернотранспортная инфраструктура. II очередь». Согласно принятых проектных решений и технических условий, выданных КУ «Дорожномостовое предприятие», проектируемые сети ливневой канализации подключаются в существующий ливневый коллектор. Для очистки ливневых стоков проектом предусмотрены локальные очистные сооружения.
- Комплексным планом благоустройства г.Могилева на 2023 год, утвержденным решением горисполкома от 3 февраля 2023 г. N2 3-7, работы по ремонту сетей дождевой канализации по улице Гагарина на выпуске в реку Днепр в г.Могилеве не предусмотрены.
Однако, генеральным планом города Могилёва, предусмотрено собрать дождевые стоки со всех выпусков на этом участке реки Днепр и вывести их на общие очистные сооружения, чего нет в вышеприлагаемом ответе.
На основании вышеизложенного предлагаем включить в доклад по СЭО:
- Не завершен объект «Инженерные сети и благоустройство территории, прилегающей к микрорайону жилой застройки «Фатина» в г. Могилеве», однако длительное время эксплуатируется, но не передан никому на баланс, то есть является безхозным. 
- Разрушения на двухметровом выпуске дождевой канализации в реку Днепр в районе ул. Шевченко, 34 на объекте «Инженерные сети и благоустройство территории, прилегающей к микрорайону жилой застройки «Фатина» в г. Могилеве» создали опасную ситуацию, отсутствуют очистные сооружения, выпуск находится перед городским пляжем по течению реки Днепр, неочищенные поверхностные стоки направляются течением реки прямо на городской пляж, который является важным объектом рекреации города.
 - Отсутствуют расчетные схемы инженерных сетей дождевой канализации проектируемого района, разработаны только ПДП объектов «Детальный план квартала многоквартирной жилой застройки в границах улиц Чигринова, Аллейной и Надеждинской в г. Могилеве», «Проект детальной планировки жилой застройки в границах: проспект Пушкинский - улица Гагарина - улица Крылова со сносом 145 жилых домов в г. Могилеве», «Проект детальной планировки жилой застройки в границах: бульвар Непокоренных - улица Гагарина - проспект Шмидта со сносом жилых домов №№ 79Г, 79Б по ул. Гагарина в г. Могилеве».
- В квартале многоквартирной жилой застройки в границах улиц Чигринова, Аллейной, Надеждинской в г. Могилеве, согласно ПДП объектов «Детальный план квартала многоквартирной жилой застройки в границах улиц Чигринова, Аллейной и Надеждинской в г. Могилеве» многоквартирные жилые дома № 3, 4, 5, 6, 7, 9А, 11, 12, 15 проектировались и строились без очистных сооружений дождевой канализации.
- Завершено строительство объекта «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями многофункционального назначения № 1 по генплану на пересечении улицы Гагарина и Пушкинского проспекта в г.Могилеве с благоустройством прилегающей территории», согласно «Проекта детальной планировки жилой застройки в границах: проспект Пушкинский – улица Гагарина – улица Крылова со сносом 145 жилых домов в г.Могилеве» в котором запроектированы только локальные очистные сооружения для данного объекта, вместо того, чтобы строить очистные  сооружения для всего микрорайона в целом.
- Строительство объекта «Многоквартирный жилой дом на пересечении улицы Гагарина и Пушкинского проспекта № 2 по генплану в г.Могилеве с благоустройством прилегающей территории» осуществлено без наличия очистных сооружений дождевой канализации.
- Инженерные сети дождевой канализации по ул. Гагарина требуют срочной модернизации, на выпуске дождевой канализации в реку Днепр расположенном напротив ул. Гагарина перед городским пляжем отсутствуют очистные сооружения.
8. Проектом Генерального плана предусматривается развитие децентрализованной системы дождевой канализации города, в том числе предлагается:
строительство очистных сооружений для микрорайона застройки «Фатина»;
строительство очистных сооружений дождевой канализации для района Заднепровье, строительство сетей дождевой канализации по ул. Большая Чаусская с ликвидацией выпуска в районе городского пляжа, отведение поверхностных сточных вод на проектируемые очистные сооружения;
реконструкция (перекладка) сетей дождевой канализации с увеличением диаметров, при необходимости. Реконструкция (перекладка) изношенных сетей дождевой канализации.
Уточнение трассировки сетей, расположения ОС, параметров реконструируемых и строительства новых сетей, предусматривается на последующих стадиях проектирования в зависимости от принятых архитектурно-планировочных решений, а также при выполнении проекта специального планирования «Схема дождевой канализации», разработанной на основании нового Генерального плана.
Реализация утвержденной градостроительной документации, соблюдение режимов территориальных зон по функциональному использованию территорий, организация разработки градостроительных проектов специального планирования и градостроительных проектов детального планирования, обеспечение на соответствующей территории соблюдения законодательства, в том числе в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, находится в компетенции местных исполнительных и распорядительных органов.
  9. В докладе не указаны объемы потребления водопроводной питьевой воды для технических нужд предприятиями города из водопроводной системы города.
Расположенных на территории объединенной санитарно-защитной зоны Южного промузла СЭЗ Могилев. 
Источником водоснабжения ИООО «ВМГ Индустри» является сеть водопровода МГКУП «Горводоканал». Вода используется на хозяйственно-питьевые и производственные нужды. Хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды (мойка трубопроводов, регенерация фильтров котельной, от лаборатории) отводятся в сети хозяйственно-фекальной канализации МГКУП «Горводоканал». Поверхностные сточные воды совместно с производственными сточными водами после мойки коллекторов сушилок, мойки производственных помещений моечными машинами отводятся в сети дождевой канализации МУКП «Жилкомхоз».
Источником водоснабжения ИООО «Кроноспан ОСБ» является сеть водопровода МГКУП «Горводоканал». Вода используется на хозяйственно-питьевые и производственные нужды. Хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды от лаборатории отводятся в сети хозяйственно-фекальной канализации МГКУП «Горводоканал». Поверхностные сточные воды совместно в производственными сточными водами после охлаждения непригодной плиты отводятся в сети дождевой канализации МУКП «Жилкомхоз».
Источником водоснабжения ООО «Кронохем» является сеть водопровода ИООО «Кроноспан ОСБ», а также технический водопровод МГКУП «Горводоканал». Вода используется на хозяйственно-питьевые и производственные нужды. Хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды от лаборатории и продувки градирни отводятся в сети хозяйственно-фекальной канализации МГКУП «Горводоканал». Поверхностные сточные воды отводятся в сети дождевой канализации ИООО «Кроноспан ОСБ» либо используются совместно с речной водой для подпитки градирни.
При этом рядом находится водозабор для технической воды ПО Химволокно.
Суммарный годовой объем потребления водопроводной питьевой воды этими предприятиями для технических нужд исчисляется сотнями тысяч кубических метров, а если взять годовое водопотребление питьевой воды для технических нужд всеми предприятиями города?
Согласно требований Закона Республики Беларусь от 24.06.1999 №271-З "О питьевом водоснабжении", статьи 18. Права и обязанности собственников систем питьевого водоснабжения и предприятий питьевого водоснабжения, где указано - "Собственники систем питьевого водоснабжения, самостоятельно осуществляющие их эксплуатацию, и предприятия питьевого водоснабжения обязаны: 
- не допускать подачи питьевой воды для производственных нужд предприятий, технологические процессы которых не требуют использования такой воды, если это влечет нарушение бесперебойного обеспечения питьевой водой физических лиц"
Предлагаем указать в докладе, что необходимо:
Разработать решения по дождевой канализации с учетом прилегающей застройки на территории всех вышеуказанных ПДП согласно генерального плана города, которым предусмотрено собрать дождевые стоки с выпусков на этом участке реки Днепр и вывести их на общие очистные сооружения.
Указать в докладе по СЭО, что городу необходимо развивать инженерные сети для промышленных технологических стоков, чтобы прекратить сбрасывать их в сети бытовой канализации, как это происходит сейчас!
Разработать проекты специального планирования схем развития бытовой и дождевой канализации в отведенные сроки в рамках выполнения Указа Президента Республики Беларусь №128 от 20 апреля 2017 г. об изменении пункта 2.
9. Объемы потребления промпредприятиями из системы горводопровода, локальных водозаборов, поверхностных источников, тыс.м3/сут приводятся в ПЗ -1, Том -3, раздел 2 Инженерное обеспечение, 2.3.1. Водоснабжение. 
Генеральным планом учтена необходимость разработки проектов специального планирования инженерного обеспечения города, в том числе схем водоснабжения, канализации и дождевой канализации.
Организация разработки градостроительных проектов специального планирования, обеспечение на соответствующей территории соблюдения законодательства, в том числе в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, находится в компетенции местных исполнительных и распорядительных органов.
  10. Обращение с отходами производства:
 При анализе деятельности деровообрабатывающих и мебельных предприятий СЭЗ 4 г. Могилева таких как: ИООО «Мебелаин», ИООО «Кроноспан ОСБ», ИООО «ВМГ Индустри», ООО «Кронохем» было выявлено, что основной проблемой в области охраны окружающей среды является - образование большого количества токсичных отходов. Например: отходы (куски, обрезки), фанеры, древесно-стружечных плит, древесно волокнистых плит, заготовок гнутоклееных и плоскоклееных и др. (1711700), опилки и стружка разнообразной древесины (например, содержащая опилки древесностружечных и древесноволокнистых плит) (1712303) и т.д.
Так как захоронение данных отходов невозможно и невыгодно, предприятия приняли решение избавляться от них сжигая в котлах. Несмотря на то, что это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью жителей Могилева. Из предыдущих ОВОС видно, что ИООО «Кроноспан ОСБ» и  ИООО «ВМГ Индустри» смогли получить официальное разрешение на строительство котельных на отходах и значительное увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. При этом котлы не имеют систем очистки от формальдегида и других токсичных веществ.
10. Данное замечание не входит в компетенцию градостроительной документации. Для данных объектов разработана оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Предприятия должны обеспечивать лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также выполнять мероприятия предусмотренные в ОВОС.
  11. Согласно розе ветров основными направлениями ветра являются южное и западное. В городе Могилеве промышленные предприятия сконцентрированы в его южной части. Это свидетельствует о повышенной техногенной нагрузке на юге города, а преобладающие ветра южного направления, переносят производственные поллютанты в густо населенную центральную и северную части города.
Учитывая вышеизложенное, а также наличие значительной экспонируемой популяции на прилегающих к району размещения Южного промышленного узла жилых территорий (совокупность численности населения г. Могилева и Могилевского района – свыше 400 тыс. чел.), круглосуточный режим производственных процессов на крупнейших предприятиях – резидентах участка №4 СЭЗ «Могилев» требуют проведения научных исследований с целью получения достоверной информации, способствующей принятию управленческих решений, направленных на минимизацию рисков для жизни и здоровья проживающего населения, профилактику роста соматической заболеваемости.
По предприятиям города:
- ТЭЦ-2, а также котельные предприятий всех предприятий без исключения в городе, включая предприятия четвертого участка СЭЗ Могилев и мусоросжигательный завод, возможные поставщики в окружающую среду диоксинов и других ксенобиотиков.
- Предлагаем провести оценку влияния выбросов желатинового завода, учитывая аллергическую опасность белковой пыли.
- Предлагаем изолировать от контакта с внешней средой пруды-отстойники в районе заводов - Кожевенного, Регенераторного и ЗИВ, а лучше извлечь из этих прудов загрязнённые донные отложения, вывезти на соответствующий полигон и обезвредить.
В докладе отсутствуют совокупные показатели объемов выбросов в атмосферу предприятиями города и прилегающего района.
Предлагаем указать в докладе совокупные объемы выбросов загрязняющих веществ по каждому промышленному району отдельно и городу в целом, включая выбросы предприятий находящихся на территориях районов, прилегающих к границам города Могилёва.
Предлагаем учитывать совокупные показатели объемов выбросов предприятий, расположенных в границах объединенной санитарно-защитной зоны Южного промузла, включая предприятия четвертого участка СЭЗ Могилев в совокупных показателях выбросов загрязняющих веществ предприятиями города Могилёва.
Так как, именно объемы выбросов загрязняющих веществ предприятиями города и прилегающего к черте города района отражают реальную картину воздействия промышленности на окружающую среду и здоровье населения города и Могилевского района.
Однако в докладе указаны только фоновые концентрации и воздействие трансграничных факторов - этого не достаточно!
11. 1.     Рекомендациями СЭО и Основными положениями Генерального плана предусмотрены:
сокращение размера базовой СЗЗ с проведением технологической модернизации, реконструкции объектов, разработка проекта СЗЗ и согласование расчетной СЗЗ в установленном порядке, учет расчетной границы СЗЗ при реализации проектных решений для предприятий с нарушением режима СЗЗ;
проведение корректировки объединенной СЗЗ участка №4 СЭЗ «Могилев» с учетом выбросов всех предприятий-резидентов участка, а также объектов, расположенных в границах объединенной СЗЗ, с целью определения возможности дальнейшего размещения производственных объектов на данной территории;
разработка проектов объединенной СЗЗ для предприятий, образующих промышленные комплексы на участках СЭЗ «Могилев» в г.Могилев;
оснащения источников выбросов эффективными системами очистки, прежде всего топливосжигающего оборудования, работающего на твердом топливе;
Обращаем внимание, что проектами СЗЗ должны быть заложены мероприятия по соблюдению предельно-допустимой концентрации на жилой застройке. Первичная информация по предприятию является конфиденциальной. В соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 N 2-З «Об охране атмосферного воздуха» «Фоновая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе - концентрация загрязняющего вещества в единице объема атмосферного воздуха, рассчитываемая по данным наблюдений за состоянием атмосферного воздуха конкретной территории и обусловленная влиянием всех источников выбросов на данной территории, включая трансграничное загрязнение атмосферного воздуха».
В экологическом докладе указаны фоновые концентрации по всем пунктам наблюдения в г.Могилеве, в том числе и для пунктов, наиболее близко расположенных к участку №4 СЭЗ «Могилев».
  12. Река Дубровенка.
Необходимо снижение нагрузки на зону, прилегающую к долине реки Дубровенка, для сохранения, поддержки и использования важнейших экосистемных функций данной территории (в т. ч. санация воздушной и водной среды, поддержка режима поверхностного и подземного стока, сохранение биоразнообразия и др.) для формирования благоприятной окружающей среды в городе и на прилегающих у нему территориях.
В градостроительном балансе территорий г.Могилева ландшафтно-рекреационные зоны составляют значительную часть, необходимо довести показатели уровня озелененности до 40% и более, при обеспеченности озелененными территориями до 19 кв. м/чел. 
Экосистема нижнего течения р.Дубровенка находится в стадии деградации (согласно исследованиям, проведенным РУП «ЦНИИКИВР»). Дальнейшее градостроительное развитие данного участка, предложенное в Генплане, приведет к усугублению экологической ситуации и деградации экосистемы долины реки, играющей важную роль в формировании природно-ландшафтного комплекса города.
Кроме того, большая часть данной территории является частью историко-культурных ценностей 513Е000001 и 513В000005, в границах которых под охраной находится культурный слой и историческая планировка, а значительная часть долины попадает в зону охраны ландшафта.
12. В Генеральном плане при реализации проектных решений уровень озелененности достигает 40%. В техническо-экономических показателях (далее – ТЭП) Генерального плана приведены только озелененные территорий общего пользования. озелененные территории ограниченного пользования, территории противоэрозионных и придорожных насаждений, территории озелененных участков в жилой застройке, территории вдоль улиц населенных пунктов в границах красных линий не учитываются в ТЭПах, так как по преобладающему принципу входят в состав других (основных) функциональных зон (жилая, общественная, производственная, улиц и дорог).
  13. Предлагаем дополнительно включить в мероприятия по сохранению историко-культурного наследия разработку детального плана усадьбы «Пипинберг» с целью присоединения данной территории к Буйничскому зоосаду и дальнейшего комплексного развития данной рекреационной зоны. 13. Обращаем внимание, в Генеральном плане предлагается включить в перспективную городскую черту мемориальный комплекс «Буйничское поле» и выделена в рекреационную функциональную зону.
Организация разработки градостроительных проектов детального планирования находится в компетенции местных исполнительных и распорядительных органов.
  14. Согласно Положению о порядке проведения стратегической экологической оценки, требованиях к составу экологического доклада по стратегической экологической оценке, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение стратегической экологической оценки» (далее – Положения) СЭО проводится в целях:
1. Всестороннего рассмотрения и учёта ключевых тенденций в области охраны окружающей среды, рационального и комплексного использования природных ресурсов, ограничений в области охраны окружающей среды, которые могут влиять на реализацию проектов программ, градостроительных проектов.
В отчёте проведен анализ историко-культурных ценностей, геологических показателей, даже дан позитивный отзыв работникам администрации СЭЗ, вместе с тем о проблемах настоящего времени и будущей перспективы, в частности, в области охраны атмосферного воздуха, сказано вскользь, анализ не проведен в необходимом объеме.
- в ниже приведенном абзаце из доклада указано:
«Производственная зона является второй по величине и значимости в формировании облика города и комфортных условий проживания.
 Промышленные территории Могилёва на протяжении длительного времени формировались хаотично и занимают в настоящее время шестую часть территории города. 
Ряд из них образовали целые промрайоны, такие как район Центральный, Северный, Западный, Восточный, Юго-Восточный и Южный.
 Множество более мелких предприятий разбросано по всей территории города, в том числе и в его исторической части, что отрицательно сказывается на экологической ситуации».
Здесь лишь обозначено наличие проблем.
 Дальнейшие предложения  и рекомендации отчета никоим образом не базируются на  решении этой уже имеющейся проблемы.  
14. Рекомендациями СЭО и Основными положениями Генерального плана предусмотрены:
сокращение размера базовой СЗЗ с проведением технологической модернизации, реконструкции объектов, разработка проекта СЗЗ и согласование расчетной СЗЗ в установленном порядке, учет расчетной границы СЗЗ при реализации проектных решений для предприятий с нарушением режима СЗЗ;
проведение корректировки объединенной СЗЗ участка №4 СЭЗ «Могилев» с учетом выбросов всех предприятий-резидентов участка, а также объектов, расположенных в границах объединенной СЗЗ, с целью определения возможности дальнейшего размещения производственных объектов на данной территории;
разработка проектов объединенной СЗЗ для предприятий, образующих промышленные комплексы на участках СЭЗ «Могилев» в г.Могилев;
оснащения источников выбросов эффективными системами очистки, прежде всего топливосжигающего оборудования, работающего на твердом топливе;
проведение оценки загрязнения почв и по мере необходимости проведение санации почвы и рекультивации территории при осуществлении освоения территорий под жилую и общественную застройку на месте предлагаемых к выносу и ликвидации производственных, сельскохозяйственных и коммунальных объектов.
ограничение размещения на территории города новых производственных объектов с СЗЗ более 300 м, 100м, 50м.
  15. В абзаце: «На территории г.Могилева функционирует свободная экономическая зона «Могилев».
 На территории СЭЗ «Могилев» имеется более 100 тыс. кв. м. неиспользуемых производственных площадей, пригодных для размещения производств. 
Все участки СЭЗ «Могилев» отличаются развитой инженернотранспортной инфраструктурой. 
В связи с активным освоением Южного промышленного узла Могилева и размещением там новых резидентов СЭЗ администрация свободной экономической зоны «Могилев» предлагает рассмотреть возможность изменения границ участка 4 в рамках работы над генеральным планом города Могилёва».
Оценивается только лишь позитивный момент в пользу дальнейшего развития промсектора, но совершенно не упоминается (причем, не упоминается и во всем отчете), что например, участок №4 СЭЗ расположен менее 3 км от городской жилой застройки, и что от забора ОмскКарбонМогилев (который неоднократно увеличивает свои мощности) до ближайшей жилой застройки менее 800м.
В докладе нигде не упоминается о негативном воздействии промузла №4 на населенные пункты Могилевского района, расположенные в непосредственной близости от гигантов химической, нефтехимической и теплоэнергетической промышленности.  
15. Установление границ вне компетенции градостроительной документации. Границы СЭЗ «Могилев» установлены в соответствии с Указов Президента Республики Беларусь от 22.08.2018 N 346.
Для участка №4 СЭЗ «Могилев» разработан и утвержден ОВОС, где определена СЗЗ.
Рекомендациями СЭО и Основными положениями Генерального плана предусмотрено:
проведение корректировки объединенной СЗЗ участка №4 СЭЗ «Могилев» с учетом выбросов всех предприятий-резидентов участка, а также объектов, расположенных в границах объединенной СЗЗ, с целью определения возможности дальнейшего размещения производственных объектов на данной территории;»
А также, обращаем внимание, что в СКТО «Могилевского района» описано воздействие на район и предложены мероприятия в области охраны окружающей среды.
  16. Возникает закономерный вопрос:
- А где здесь всесторонность оценки?
- Где оценка рисков для здоровья человека и окружающей среды, последствий воздействия на окружающую среду?
Где статистические данные о заболеваемости и о смертности людей до пенсионного возраста?
При этом, достаточно зайти на "Лавсановское" кладбище, чтобы заметить очень малый процент умерших людей пенсионного возраста.
Которую также необходимо было провести в рамках данного исследования!
Анализ фактических воздействий на ОС  проведен также  формально.
16. Оценка рисков проводится совместно с разработкой проекта СЗЗ и выполняется территориальным центром гигиены и эпидемиологии.
В НПА и ТНПА  не установлено необходимость проведения анализаца о смертности предпенсионного возраста
  17. Данные в абзаце:
«В 2020 году объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферный воздух по городу составил 7,1 тыс. тонн, что на 1,1 тыс. тонн больше, чем в предыдущем году.
 Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха города являются предприятия теплоэнергетики, химической промышленности, черной металлургии, жилищно-коммунального хозяйства и автотранспорт, на долю которого приходится более 75% выбросов загрязняющих веществ.» 
Эти данные приведены абсолютно информативно, а второе предложение абзаца является общеизвестной истиной, прописанной даже в учебниках.  Увеличение объема выбросов является очень важным критерием для оценки экологической составляющей перспективного развития и влияния на здоровье граждан!
Если уже в 2020 году обозначилось увеличение валового выброса, необходимо: - во-первых проанализировать, является ли это тенденцией?
То есть, необходимо брать более свежие данные (2021 год, первая половина 2022 года).   
Этого значимого исследования не проведено и данных этих в докладе нет. 
Так как, объемы фактического воздействия на окружающую среду, имеющая место тенденция их увеличения должны в обязательном порядке учитываться в процессе планирования развития населенного пункта.  
В докладе не установлены причины увеличения выбросов загрязняющих веществ:
- Какой же все-таки сектор экономики в данной ситуации, на данной территории вносит наибольший вклад?
А именно - эти данные также ложатся в основу мероприятий по снижению воздействия на окружающую среду при планировании развития.
Таким образом, для объективной оценки тенденции загрязнения, в частности, для активно развивающегося сектора СЭЗ необходимо использовать более свежие данные (2021 год, первая половина 2022 года). 
С учетом выбросов предприятий, которые в анализируемый период уже увеличили свои мощности.
17. В экологический доклад в подглаве 2.1 внесены изменения и добавлены статистические данные по выбросам загрязняющих веществв атмосферный воздух от стационарных источников и уловлено и обезврежено загрязняющих атмосферный воздух веществ, отходящих от стационарных источников 2014г по 2020г.
  18. В таблице 2.2.2 отмечено снижение объема уловленных загрязняющих веществ. 
И этот факт нисколько не насторожил авторов исследования. 
- Какими причинами обусловлено снижение этого важного в плане воздействия на окружающую среду показателя?  
В данном случае необходимо обратится к общеизвестному факту, что основной практикой снижения воздействия на атмосферный воздух является установка и правильная эксплуатация газоочистного оборудования (ГОУ). 
- Так, по какой же причине снизилась очистка выбросов – это не эксплуатация ли уже имеющихся ГОУ или их недостаточность во вновь строящихся или расширяющихся производствах? 
Либо какая-то другая причина. 
В докладе не сделан акцент на негативную тенденцию снижения объемов уловленных веществ, соответственно не проведен анализ снижения улова загрязняющих веществ. 
Почему это происходит?
Анализ  приложенных данных так же  не проводился, поэтому выводы к разделу «Атмосферный воздух и климатические условия» также носят чисто информативный характер.
 Акцент в выводах сделан исключительно на  позитивных абзацах из публикаций Могилевского облгидромета.
18. В связи с уменьшением показателя уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ, отходящих от стационарных источников в г.Могилеве в 2020г. рекомендациями СЭО и Основными положениями Генерального плана предусмотрено:
«оснащения источников выбросов эффективными системами очистки, прежде всего топливосжигающего оборудования, работающего на твердом топливе;»
  19. Фенол, формальдегид, метанол являются основными специфическими загрязняющими веществами предприятий Южного промузла. 
Превышения по этим веществам в атмосферном воздухе всегда были, есть и будут. 
И абсолютно не допустимо не указать этот факт в докладе, тем более что администрация СЭЗ Могилев хочет расширить границы Южного промузла.
Докладом только отмечено, что - «по-прежнему, не проводятся исследования атмосферного воздуха на формальдегид, фенол, аммиак, сероводород, метанол (спирт метиловый) в микрорайоне Заднепровье (пост № 6), в районе железнодорожного вокзала (пост № 4) (с 2015 года после оборудования станций с круглосуточным режимом работы в данных микрорайонах)».
То есть, в районе Заднепровья, наиболее подверженном загрязнению атмосферного воздуха фенолом, формальдегидом, метанолом, замеры данных не проводятся!!!!! 
И в мероприятиях по приоритетным видам деятельности разработчиками не предлагается ни одного мероприятия по расширению перечня контролируемых веществ в соответствии с потенциальными загрязнениями. 
Также не проведен анализ достаточности пунктов наблюдения с целью охвата всех, подверженных значительному влиянию выбросов территорий города. 
Опять же, Пушкинский проспект не охвачен контролем качества атмосферного воздуха. 
Поскольку всестороннего анализа разработчиками проведено не было, соответственно предложенные: -  «Рекомендации по приоритетным направлениям деятельности» даны в общем виде, не конкретизированы, на уровне литературного обзора курсовой работы.
Безусловно, такой формат выводов и рекомендаций не может являться «обоснованием для  разработки мероприятий по охране окружающей среды, улучшения качества окружающей среды, обеспечения рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности», как того требует Положение.
Одним из предложений является - «Сокращение размера базовой СЗЗ с проведением технологической модернизации, реконструкции объектов. Разработка проекта СЗЗ и согласование расчетной СЗЗ в установленном порядке, учет расчетной границы СЗЗ при реализации проектных решений для предприятий с нарушением режима СЗЗ»
Согласно «СПЕЦИФИЧЕСКИМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ к установлению санитарно-защитных зон объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 11.12.2019 № 847  расчетный размер СЗЗ может быть уменьшен.
Считаем такое предложение направлено  исключительно на  возможность расширения промсектора. 
То есть, предлагается возможность концентрирования большего количества промпредприятий на ограниченной территории.  
В данном предложении отсутствует оценка совокупного воздействия всех предприятий на близлежащие застройки. 
А второе предложение данного абзаца – это отнюдь не мероприятие.
 Разработка проектов СЗЗ – это обязательное требование санитарного и экологического законодательства (для определенных объектов). 
Что подразумевает под собой рекомендация:
 - «Размещение новых производственных объектов предусмотреть в отдельных промышленных зонах, функционально обеспечив возможность формирования озелененных территорий специального назначения»? 
- Данная рекомендация предполагает, что только озеленением специального назначения можно обеспечить безопасность производства для жителей? 
Никто не отрицает значимость зеленого щита, но при размещении новых производственных объектов, однако необходимо так же: 
  - «снизить выбросы от стационарных источников за счет внедрения экологически чистых производств и технологий, модернизации, реконструкции и вывода из эксплуатации или замены устаревших производств» - это чистой воды только теория, а не практика, особенно для действующих производств в реалиях настоящего времени экономической и политической ситуации.
19. Обращаем внимание, что в экологическом докладе представлена информация согласно статистическим данным:
«В последние 10 лет по территории города Могилева суммарное загрязнения атмосферы с гигиенических позиций оценивается как «слабое загрязнение» (II степень) или «допустимое» (I степень), диффузное, многокомпонентное, относительно неравномерное: вдоль основных транспортных магистралей (ул.Крупской, ул.Первомайская, пр.Пушкинский, Шмидта, Димитрова, пр.Мира, ул.Космонавтов, ул.Челюскинцев), на площадях (Орджоникидзе, Вокзальная, Победы, Космонавтов) при интенсивном движении автотранспорта в дневное время суток, при неблагоприятных погодных условиях возрастает до III степени - «умеренного уровня».
В целом, уровень суммарного загрязнения атмосферы в городе характеризуется некоторой тенденцией к снижению, и оценивается как «допустимый» или «слабый».»
А также учитывая, что основным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух является автомобильный транспорт рекомендациями СЭО и Основными положениями Генерального плана предусмотрено:
«реконструкции и благоустройства существующей улично-дорожной сети;
снижение количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников за счет развития велосипедной инфраструктуры и увеличения доли использования велосипедов для внутригородских поездок;
применение дорожных покрытий, обеспечивающих наименьший уровень шума и запыленности при движении транспортных средств при строительстве и реконструкции улиц и дорог;»
  20. Не приведен анализ загрязнения почв полициклическими ароматическими углеводородами (ПАУ) – соединений, однозначно являющихся неотъемлемым компонентом индустриальных и антропогенных выбросов и обладающих канцерогенными, мутагенными и другими токсичными свойствами. 20. Согласно СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройканаселенных пунктов» пункт 13.1 «При характеристике существующего состояния окружающей среды и разработке градостроительных мероприятий следует учитывать данные Национальной системы мониторинга окружающей среды, локального и ведомственного мониторинга, опубликованных статистических данных.».
  21. В рекомендациях предлагается строительство стационарной площадки для складирования снега, убираемого зимой с дорожно-уличной сети города, и сооружений для хранения противогололедных материалов, оборудованной системой очистки талых вод от загрязнений.
 Считаем, что одной площадки для города не достаточно. 
С учетом экологической нагрузки при перевозках снега, объемов его складирования необходимо разработать сеть таких площадок.
поиска соответствующих оптимальных стратегических, планировочных решений, способствующих предотвращению, минимизации и смягчению последствий воздействия на окружающую среду в ходе реализации программ, градостроительных проектов.
21. В генеральном плане предусматривается организация 4-х стационарных площадок для складирования снега с дорожно-уличной сети города и хранения противогололедных реагентов. Площадки оборудованы системой очистки талых вод со сбросом в систему дождевой канализации.
  22. При проведении оценки селитебной растительности, не проведена оценка качественного состояния насаждений.
В последние годы даже не специалистам – биологам очевидным является серьезные заболевания и повреждения таких часто встречающихся насаждений, как каштан конский, клен остролистный.
 Особенно, эти виды растений повреждены ржавчиной, мучнистой росой каштановой молью.  Болезни быстро распространяются. К середине лета листья на деревьях искаженные листья высыхают и опадают. Объекты растительного мира теряют не только эстетический вид но и жизнеспособность.
Считаем, что в мероприятиях в обязательном порядке необходимо предусматривать меры борьбы с вредителями, а также видовой подбор насаждений устойчивых к заболеваниям и вредителям, распространенным на данной территории.
Предлагаем, эффективно использовать финансовые средства с учетом прямых и отдаленных последствий воздействия на компоненты окружающей среды в ходе реализации программ, градостроительных проектов,  подготовки предложений о реализации мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с градостроительным планированием развития территорий, в том числе населенных пунктов.
22. Оценка качественного состояния насаждений находится вне компетенции градостроительной документации. Учет растительного мира, в том числе оценка качественного состояния, осуществляется в соответствии с Постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 13 января 2020г. №1 «Об утверждении правил содержания озелененных территорий».
  23. В данном разделе не проведена оценка влияния на загрязнение прилегающих территорий планируемого расширения «Лавсановского» кладбища с удалением объектов растительного мира санитарно- защитной зоны.
 Данные насаждения специального назначения высаживались в соответствии с проектной документацией, посадки изолирующего типа. 
Основное их назначение – защита населения Заднепровья от негативного воздействия выбросов промпредприятий. 
Как уже неоднократно отмечалось, Южный промузел разрастается, в планах – его дальнейшее расширение, вместе с тем уничтожаются защитные лесонасаждения.
23. В СКТО «Могилевского района» (основные положения) предусмотрено проведение мероприятий по озеленению древесно-кустарниковой растительностью территорий в границах СЗЗ участка №4 СЭЗ «Могилев» в районе сельских населенных пунктов Вейно, Новоселки, Вильчицы, Восход;
В Генеральном плане данное мероприятия учитывается.
В том числе в Генеральном плане сохраняются уже сложившиеся лесополосы расположенные севернее участка №4 СЭЗ «Могилев» и участок земель лесного фонда находящийся севернее и северо-восточнее Лавсановского кладбища.
  24. Таблица 3.2.1 – Сравнение альтернативных вариантов размещения и реконструкции объектов на проектируемой территории.
В качестве альтернативного варианта пунктом 3. 
Принято: - «Оснащение источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятий фильтрами, автоматизированными системами контроля за выбросами».
Считаем не допустимым, обязательное требование по оснащению источников выбросов газоочистными установками -  принимать за альтернативный вариант.
24. Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь 19.01.2017 N47 «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требованиях к составу документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) отмены, особых условиях реализации проектных решений, а также требованиях к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы» пункт 32.4 «описание альтернативных вариантов (территориальных и (или) технологических) размещения и (или) реализации планируемой деятельности, включая отказ от ее реализации (нулевая альтернатива);» и пункт 32.10 «обоснование выбора приоритетного варианта размещения и (или) реализации планируемой деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов. В случае отсутствия альтернативных вариантов размещения объекта в качестве альтернативного варианта размещения объекта рассматривается отказ от реализации планируемых намерений;»
  25. Таблица 3.1.2 – Оценка воздействия реализации градостроительного проекта на окружающую среду.
Не проведена оценка воздействия реализации градостроительного проекта на атмосферный воздух.
В докладе не оценен кумулятивный характер последствий воздействия на окружающуюсреду планируемой деятельности.
25. В экологический доклад внесены изменения в таблицу 3.1.2 и добавлена оценка воздействия реализации градостроительного проекта на атмосферного воздуха.


Протокол заседания комиссии по подготовке и проведению общественного обсуждения экологического доклада по стратегической экологической оценке градостроительного проекта общего планирования «Генеральный план г.Могилева»