Для этих талантливых юных могилевчан каждая победа – не просто успех. Для них – это новая ступенька на пути к мастерству, а еще – шаг к заветной цели. Видят же себя ребята в дальнейшем – в опере! С Егором Дудко и Марией Блошкиной, учащимися Могилевской государственной гимназии-колледжа искусств имени Евгения Глебова, а также их преподавателем по вокалу Викторией Галузо и концертмейстером Игорем Пегановым мы встречаемся в учреждении образования. 

– Вот это – диплом Маши, который она завоевала на международном конкурсе «Дети в мире старинной музыки». Вот опять же диплом Маши – но уже с конкурса в Латвии. А вот это – награды Егора. В конце прошлого года он стал обладателем Гран-при Международного конкурса юных вокалистов имени Федора Шаляпина и диплома за первое место в своей возрастной категории – 14-16 лет, – с гордостью рассказывает о достижениях учеников Виктория Викторовна, раскладывая на преподавательском столе солидную «стопку свидетельств», подтверждающих мастерство ребят. 





И Маша, и Егор у Виктории Галузо занимаются уже третий год. Начинали они с конкурсов попроще, да и дипломы первой степени появились не сразу, отмечает педагог. Зато теперь, спустя пусть и небольшой промежуток времени, уже можно подвести некоторые итоги, но главное – увидеть, как выросли в профессиональном плане юные таланты. Егор Дудко – стипендиат специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, Мария Блошкина – обладатель поощрительных премий специального фонда. 







– Сегодня мы стараемся особо не «распыляться», готовимся к конкурсам по-настоящему серьезным, тем, где есть сильная конкуренция, где можно в полной мере продемонстрировать свой талант, – обращает внимание Виктория Галузо. 

…А начиналось все довольно интересно. Маша изначально была скрипачкой.

– Но, наверное, это все же не совсем мое, – скромно вступает в беседу Мария Блошкина. – Я хочу быть оперной певицей. На днях с мамой еду в Минск – на оперу «Евгений Онегин».

– Посмотрите, сколько радости, счастья в этих глазах, – с улыбкой замечает Виктория Викторовна, глядя на ученицу. – Маша, наверное, наизусть уже выучила это произведение. Прочитала от корки до корки. А сколько раз ты оперу посмотрела, Маша?

– Шесть, – так же скромно, но при этом с гордостью отвечает семиклассница. 

Интересуюсь, какую партию хотела бы исполнить девочка в будущем. 

– Татьяны Лариной… – мечтательно отвечает Маша.





– Честно говоря, о том, что есть такая ученица Маша Блошкина я поначалу и не знала (поскольку не веду у младших школьников). Но как-то ко мне подошла Машина учительница по сольфеджио, сказала, что у этой девочки хороший голос и предложила послушать. Я согласилась. И сразу поняла – это талант, – вспоминает педагог. – Ее колоратурное сопрано просто невозможно было не заметить! Да и другие признаки были, по которым опытный вокалист определит, что у ребенка есть перспективы. Мы начали заниматься. С каждым новым произведением Маша раскрывается для нас с новой стороны. В ней столько артистизма! И главное – это от природы идет, она чувствует музыку, доносит свои эмоции, просто покоряет зрителей и профессиональное жюри своими выступлениями.

Интересуюсь, как соседи воспринимают долгие вокальные репетиции.

– А им нельзя дома заниматься, – сразу расставляет точки над «i» преподаватель. – Только определенные упражнения выполнять. И все. Можно ведь заучить неправильно. А переучивать гораздо сложнее. 

– Поэтому с соседями все хорошо, – улыбаясь, добавляет Мария Блошкина. 

Девочка вспоминает, что поначалу боялась выходить на сцену – вдруг, слова из головы вылетят, или другую какую ошибку совершишь. 

– Сейчас, наоборот, выхожу на сцену, вижу зал, каждого человека в нем, понимаю, что я в центре внимания – и это приятно. Говорю себе еще раз: я молодец, я справлюсь, все получится – и вперед, – говорит Маша.





А вот кто не боится и никогда, пожалуй, не боялся сцены – так это Егор Дудко. Во всяком случае, именно такой вывод делаешь, пообщавшись с молодым человеком. Уверен в себе, общителен, обаятелен. Виктория Галузо вспоминает, как познакомилась с учеником. 

– Был какой-то конкурс, ко мне подошел коллега и говорит: «Вот, смотрите, ваш новый ученик». А я вижу мальчишку, который не поет – кричит. И думаю: что я с ним делать-то буду, – говорит, смеясь, педагог и хватается за голову. – Но ничего. Стали заниматься. Первый год вообще не принимали участие в конкурсах – все больше над дыханием работали. И вот я вижу, как вырос Егор в профессиональном плане. В его репертуаре уже очень сложные произведения. Отмечу, что сегодня многие хотят заниматься эстрадным пением. А ведь оно тоже должно быть качественным. Постановка голоса, правильное дыхание – это основа, без которой никуда. К сожалению, этому далеко не всегда в эстрадной студии учат…

– Вот и я сначала очень хотел петь эстраду, занимался эстрадным пением, – вспоминает Егор. – Хотя в раннем детстве пел вместе с папой даже в церковном хоре. Было и такое. У меня вообще семья очень музыкальная. И хотя родители выбрали другой путь – стали врачами – все равно музыку в нашей семье очень любят. Мне особенно нравится, что родители поддерживают мой выбор. В первую, очередь, я хочу стать хорошим музыкантом. А дальше – вижу себя в классической музыке, в опере. 





Вспоминает и Егор свои первые впечатления от нового преподавателя по вокалу. 

– С первого взгляда я увидел в Виктории Викторовне серьезного педагога. Она посмотрела на меня только один раз и этого хватило, чтобы понять: заниматься придется много и упорно, – рассказывает Егор. – Сначала, когда увидел, какой объем работы предстоит, испугался даже. Понял, что не знаю ничего. Одно время даже хотел заканчивать с музыкой, поднажать на химию и биологию и пойти по стопам родителей. Но спасибо папе с мамой, Виктории Викторовне: все они нашли слова, чтобы отговорить от такого опрометчивого шага. Я подумал и понял: справлюсь с трудностями. 

– Егор очень обучаемый, – хвалит парня преподаватель. – Поэтому работать с ним – одно удовольствие. Я вижу, что он хочет добиться успеха в жизни и уверенно идет к цели. Это очень важно. Да и Маша тоже знает, чего хочет. Да, к этим ребятам нужен свой подход. Ведь они – творческие личности. Где-то ранимые, уязвимые, в меру амбициозные. Поэтому, приходя на урок, я не могу быть всегда только преподавателем. Я еще и психолог, и мама, и друг. Но когда вижу горящие глаза этих детей, желание сделать лучше – это ли не главная награда для педагога?!





Виктория Галузо, к слову, в нынешнем году будет праздновать 25-летие своего «служения» гимназии-колледжу искусств. За эти годы она видела многих способных ребят. «Ого, сколько талантов вышло из-под пера мастера!», – шутит педагог. Но, признается она, особой разницы между детьми, с которыми работала в начале творческого пути и теми, которых учит петь правильно сегодня, не видит. 

– Талант не зависит от времени, в которое рожден ребенок, – убеждена педагог. – Всегда есть мотивированные дети, те, которые занимаются любимым делом, отдаются ему полностью, те, для кого музыка – это неотъемлемая часть жизни. И каждый из таких ребят уникален по-своему.





Помогает педагогу и ребятам концертмейстер. Тот человек, заслуги которого иногда остаются «за кадром», а ведь роль его в образовательном процессе – очень велика. 

– Дети идут за профессионалом, а наш Игорь Иванович – именно такой, – говорит Виктория Галузо. – Он нередко советом дельным ребятам и мне помогает. И с Егором у них есть свои находки. Бывает, занимаются без меня, наколдуют чего-нибудь, а я потом свежим взглядом оцениваю – и ведь интересные штуки придумывают, «фишки» разные. Я в принципе за творческий подход всегда. А если еще дельный совет дает музыкант с большой буквы – почему не воспользоваться? Помню, нужна нам с Машей была на конкурс белорусская песня. Услышали одну – и прямо в душу запала. Вот только нот найти нигде не смогли. Попросили Игоря Ивановича подобрать. И, на мой взгляд, получился один из лучших аккомпанементов для этой песни. Мое твердое убеждение: для того, чтобы получился качественный продукт и отличный результат важна полная самоотдача всей команды: ученика, педагога и концертмейстера. Мне кажется, у нас все именно так. 

А это значит – новые победы и достижения Марии Блошкиной, Егора Дудко и их педагогов не заставят себя долго ждать. 

Юлия Фартух

Фото автора

P.S. Пока готовился материал, стало известно, что у Егора Дудко – новая победа. Он стал лауреатом 2 премии на III Открытом Всероссийском конкурсе вокального и инструментального искусства на Приз Культурного центра Елены Образцовой. По словам Виктории Галузо, выше Егора в этом престижном творческом состязании пока никто из белорусов не поднимался.