Табакокурение является одной из важнейших медико-социальных проблем, которая представляет серьезную опасность для здоровья населения. Распространенность потребления табака среди взрослого населения РБ составляет 30,6% (47,1% среди мужчин и 17% среди женщин — данные за 2010 год). Более 50% населения подвергается ежедневному пассивному курению табака. По данным социологического исследования, проведенного специалистами ГНУ «Институт социологии НАМ Беларуси» наиболее высокая доля тех, кто курит «постоянно + от случая к случаю» выделена в Могилевской области (35%) и городе Минске (35,1%). При такой сложившейся ситуации, одной убедительной мотивации и качественной информационной работы, направленной на борьбу с табакокурением, уже недостаточно. Результаты социологических исследований позволяют сделать вывод о том, что в обществе происходит осознание необходимости ужесточения мер, направленных на борьбу с курением и принятия мер по ограничению курения в различных местах.

В Республике Беларусь действует ряд нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность в области контроля над табаком,
Основополагающим документом в этой области является Декрет Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 года № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (в ред. от 30.04.2010 г.). далее -Декрет. В соответствии с п.38 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного данным Декретом, запрещается курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:
в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
на объектах общественного литания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;
в помещениях органон государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.

Пунктом 39 предусмотрено, что индивидуальные предприниматели или юридические лица, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), указанные в пункте 38 Положения, создают (выделяют) на этих объектах специально предназначенные для курения места и оборудуют их в соответствии с требованиями, установленными Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством здравоохранения.
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах. Статьей 17.9 за курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, предусмотрено наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.
Согласно Процессуально — исполнительному Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела по ст. 17.9. КоАП должностные лица:

  1. органов внутренних дел;
  2. органов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;
  3. органов железнодорожного транспорта;
  4. органов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Места, специально предназначенные для курения, должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, установленными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 апреля 2003 г. N 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения». Органы государственного пожарного надзора вправе осуществлять надзорные мероприятия по реализации пункта 38 Декрета на объектах общественного назначения, за исключением видов транспорта, указанных в абзаце 5 пункта 38 Декрета. Также должностные лица органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушения требований соответствующих правил пожарной безопасности работниками организаций в части соблюдения ими установленных в организации требований пожарной безопасности и противопожарного режима, в том числе курения ими вне специально оборудованного места.

В соответствии со статьей 32 Декрета запрещена продажа табачных изделий гражданам (гражданами) Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства в возрасте до 18 лег. Во всех торговых объектах области на доступных для обозрения местах должны быть размещены соответствующие информационные таблички.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 г. № 384 утверждены Правила осуществления торговли отдельными видами товаров и общественного питания, которыми определено, что в витрине торговых объектов, обзор которой возможен снаружи таких объектов, запрещается выставлять образцы табачных изделий. В указанных объектах информация о реализуемых табачных изделиях размешается в витрине в виде перечня табачных изделий с указанием их наименования и цены. Данная норма обязательна для исполнения в организациях торговли области.

Дополнительно приняты приказы по запрету курения в организациях здравоохранения и учреждениях образования. Для обеспечения эффективной реализации приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2000 г., № 603-А «О запрещении курения в учреждениях здравоохранения» приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.07.2011 г. № 710 утверждены Инструкция о порядке осуществления действенного контроля за соблюдением запрета курения в организациях здравоохранения и на прилегающих к ним территориях и Примерное положение о комиссии по контролю за запретом курения в организации здравоохранения. Приказом управления здравоохранения Могилевского облисполкома от 31.05.2011 года № 349 «О запрещении курения» запрещено курение во всех помещениях организаций здравоохранения медицинским работникам, пациентам и посетителям.
В соответствии с приказом управления образования Могилевского облисполкома от 8 августа 2010 года № 260 «Об организации работы по профилактике табакокурения в учреждении образования» учреждения образования области и прилегающие к ним территории объявлены зонами, свободными от курения.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.04.2011 г. № 385 утверждены Концепция реализации государственной политики противодействия потреблению табака на 20] 1–2015 годы (далее — Концепция) и Комплексный план мероприятий по борьбе против табакокурения на 2011–2015 годы (далее — план). Реализация Концепции осуществляется заинтересованными органами государственного управления и ведомствами, органами исполнительной власти, в соответствии с их полномочиями в установленной сфере деятельности. Для осуществления эффективного управления и контроля плана мероприятий по борьбе против табакокурения на 2011–2015 годы на городском/районном уровне в каждом ведомстве и органе исполнительной власти должны определяться ответственные должностные лица и соответствующие подразделения.

Мероприятия плана предусматривают внесение изменений в действующее законодательство, создание зон, свободных от курения, проведение информационной работы с населением, мониторинг эффективности проводимых мероприятий и др.

В настоящее время на территории Могилевской области создано 22 зоны, свободных от курения. Отсутствуют зоны, свободные от курения на территории Глусского, Краснопольского, Кричевского, Шкловского, Кличевского. Костюковичского, Мстиславского, Славгородского и Хотимского районов. Председателем Могилевского областного исполнительного комитета Рудником П.М, поручено председателям горрайисполкомов, горрайсоветов в срок до 10.10.2011 года принять решения по созданию зон., свободных от курения на административных территориях, на которых они отсутствуют.

Организация зон, свободных от табачного дыма, гарантирует обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду и мотивирует потребляющих табак людей отказаться от его потребления. Чаще всего люди сталкиваются с пассивным курением на остановках общественного транспорта (40%), на работе/учебе (39,4%), в гостях (32,2%).
«Зона свободная от курения» — это территория, закрытое/открытое помещение, площадка на открытом воздухе, часть пешеходной улицы, остановка общественного транспорта, обозначенная цветной или рельефной линией с установкой знаков/символов с предупредительной надписью.
Одной из действенных мер по защите от воздействия табачного дыма населения является объявление остановок общественного транспорта «зонами, свободными от табака» (с установкой знаков/символов с предупредительной надписью о запрете курения).

Мерами по информированию населения о вреде потребления табака являются постоянное размещение в средствах массовой информации материалов относительно рисков и опасностей для здоровья, связанных с потреблением табака и об ответственности за курение в общественных местах, а также подготовка работников здравоохранения, образования, социальной сферы, средств массовой информации для осуществления разъяснительной работы о пагубном воздействия табака на здоровье.

Главный государственный
санитарный врач Могилевской области
И. В. Гаевский