Разработчики:

отделение по формированию здорового образа жизни населения г. Могилева и Могилевского района УЗ " Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья"

Отдел физической культуры, спорта и туризма Могилевского городского исполнительного комитета

  • Общие положения и определения

Формирование здорового образа жизни населения — одно из приоритетных направлений государственной политики. Во всех развитых странах мира, в Республике Беларусь в том числе, основными вопросами на сегодняшний день являются сохранение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, повышение уровня рождаемости населения, снижение уровня смертности от так называемых болезней цивилизации.

В основу всех профилактических мероприятий, направленных на устранение факторов риска, должен быть положен принцип межсекторального сотрудничества — комплексный подход, объединяющий возможности и ресурсы всех структур, имеющих отношение к формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья. В процессы профилактики должны вовлекаться не только служба здравоохранения со своими преимущественно лечебными функциями, но и другие социальные сектора (образование, культура, социальная защита, физкультура и спорт), общественные, профсоюзные организации, органы законодательной и исполнительной власти.

Из «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года»:

П.4.1.3. " стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылок для его удовлетворения.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

— формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения;

— воспитание личной нравственной ответственности человека за сохранение своего здоровья и других членов общества;

— улучшение физического и психического благополучия населения;

— улучшение качества окружающей среды;

— создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;

-разработка и реализация правового и экономического механизма обеспечения социальных условий для реализации и стремления людей к позитивным изменениям в образе жизни;

Для реализации указанных задач необходимо принятие следующих мер:

— разработать и внедрить автоматизированную систему мониторинга состояния здоровья населения (с учетом среды обитания) для разработки комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий;

— разработать и принять эффективные меры по исключению вредных привычек (алкоголь, наркотики, курение);

— развить физическую культуру, спорт, туризм;

— улучшить качество питания населения, обеспечив его наиболее ценными продуктами;

-повысить эффективность учреждений, формирующих здоровый образ жизни;

— создать постоянно действующую систему информирования и обучения населения в вопросах сохранения и укрепления здоровья;

— обеспечить изучение вопросов формирования здорового образа жизни в системе образования;

— укрепить санитарно-эпидемическую службу, первичную медико-санитарную и неотложную помощь;

— обеспечить приоритетное финансирование программ, направленных на укрепление здоровья населения.

Особое внимание предстоит уделить охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи и лечения заболеваний репродуктивной сферы«

По определению Всемирной организации здравоохранения:

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Здоровье человека на 50 % зависит его образа жизни, 20% определяет наследственность, 20% — окружающая среда, и 10 % — уровень здравоохранения.

Общественное здоровье — это интегрированный уровень общественного прогресса, характеризующий общество в целом с позиции здоровья населения, социального, культурного и экономического благополучия.

Здоровый образ жизни — это такие способы активной социальной деятельности людей, которые в максимальной и непосредственной степени укрепляют здоровье при наличии благоприятных материальных и общественных условий.

Управление формированием здорового образа жизни — это комплекс организационно- исполнительных действий общества, органов власти на местах и сектора здравоохранения направленных:

— на достижение эффективности программ управления поведенческими рисками, формирование культуры и этики здоровья ;

— на формирование здорового образа жизни через систему неприрывного гигиенического образования населения и в профессиональных, особенно управленческих, группах всех секторов общества ;

— на профессиональное сопровождение пропаганды здоровья в средствах массовой информации;

— на организацию и проведение индивидуального и группового консультирования по вопросам здоровья;

— на целевую работу с общественным движением в поддержку здоровья.

2. Нормативные документы:

2.1 Государственные ( республиканские ) Программы, Планы.

— Соглашение между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 .06.2003г.

— План по реализации отдельных мероприятий Государственной программы комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанными с ними правонарушениями в РБ на 2009-2013 годы (утв. Постановлением Совета Министров РБ от 30.10.2008 года № 1634).

— Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011 −2015г.

2.2. Декреты Президента Республики Беларусь:

— № 1 от 11.03.2004г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»

— № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий».

2.3. городские программы:

2.4 Решения Межведомственного координационного совета формированию здорового образа жизни населения г. Могилева .

3. Рекомендуемые мероприятия:

Формирование здорового образа жизни на сегодняшний день имеет не маловажное значение. Возрастающий уровень требований к сотруднику организации на профессиональном уровне не возможен без создания благоприятных условий для укрепления и поддержания его здоровья.

Организация профилактических мероприятий может организовываться по следующим направлениям:

  • Работа с сотрудниками учреждений физкультуры и спорта;
  • Работа с населением;

1.Приказом по учреждению назначается куратор проблемы здорового образа жизни, в должностные инструкции вносятся обязанности по данному направлению работы.

2. Формируется подборка информационно-просветительских материалов по проблеме здорового образа жизни, собственных наработок по данной проблеме.

3.Создание нормативной базы документов по вопросам ФЗОЖ;

4. Планирование мероприятий по ФЗОЖ.

5. Анализ заболеваемости работников учреждения;

6. Информация о количестве неполных семей, многодетных, семей, воспитывающих детей инвалидов, неблагополучных семей.

7. Проведение социологических исследований ;

8. Оформление информационных стендов.

9.Проведение тематических мероприятий.

10. Информационная работа.

11.Взаимодействие с другими ведомствами и организациями по вопросам ФЗОЖ;

12.Выполнение Декретов Президента Республики Беларусь:№ 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий».

13. № 1 от 11.03.2004г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;

14. Создание системы поощрения работников, мотивирующих их к отказу от вредных привычек, мотивирующих вести здоровый образ жизни.

  • Санаторно — профилактическое оздоровление работающих.

Создание нормативной базы документов по вопросам ФЗОЖ.

  • Наличие копий действующих государственных программ, региональных программ, комплексных планов по вопросам ФЗОЖ , решений межведомственного координационного совета по формированию здорового образа жизни. Наличие локальных нормативных документов по вопросам ФЗОЖ.

Планирование мероприятий по ФЗОЖ .

  • Ежегодный план комплексных мероприятий по ФЗОЖ. В плане должны быть определены: цели, задачи, направления работы и комплекс мероприятий на год. Планирование работы осуществляется с учетом приоритетных направлений ФЗОЖ, определяемых ежегодно городским межведомственным координационным советом по формированию здорового образа жизни населения города. В плане должны быть следующие разделы:
  • организационно — методические мероприятия (заслушивание вопросов по ФЗОЖ на совещаниях при руководителе, проведение семинаров. создание и организация работы секций, клубов, кружков и т.д. )
  • информационная работа по ФЗОЖ

проводится в 2-х направлениях:

1.информирование сотрудников учреждения по вопросам сохранения и укрепления здоровья (проведение встреч со специалистами учреждений здравоохранения).

2. информирование населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья (информационные стенды, проведение тематических мероприятий, выставки, конкурсы и т. д.)

  • Организация и проведение тематических мероприятий по ФЗОЖ для населения города :

( массовые спортивно- профилактические мероприятия )

  • Взаимодействие с другими ведомствами и организациями по вопросам ФЗОЖ;

Работа профсоюза по ФЗОЖ

  • ( Предоставление 1-го дня для прохождения медосмотров работникам организации с сохранением заработной платы, поощрение работников, ведущих ЗОЖ ( колдоговор), поощрение активистов — участников соревнований, конкурсов и т.д., приобретение абонементов в бассейн, санаторно-оздоровительное лечение и т.д.)
  • Анализ заболеваемости работников организации;
  • Информация о количестве неполных семей, многодетных, семей, воспитывающих детей инвалидов, неблагополучных семей.
  • Организация целенаправленной работы с неблагополучными семьями, многодетными и неполными семьями ( семьи работников учреждения).

Проведение социологических исследований.

  • Проведение простых социологических исследований методом анонимного анкетирования среди работников и населения по вопросам распространения вредных привычек, здорового образа жизни.
  • Участие в городских, областных, республиканских социологических исследованиях по вопросам здоровья.

Информационная работа.

  • Создание в учреждении постоянно действующей системы информирования и обучения работников и населения в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
  • Использовать максимальное количество средств передачи информации: ( радио, газета, наглядная информация, видеопоказы, выставки и т.д. );
  • Проведение лекций, дискуссий, ток-шоу, вечеров «вопросов и ответов» и т.д. с привлечением специалистов лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических учреждений, а также других ведомств.
  • Выяснение мнения сотрудников организации и населения о проводимой работе по ФЗОЖ (предложения, выявление недостатков) посредством организации работы информационного ящика.
  • Оформление информационных стендов.

Организация и проведение спортивно — профилактических мероприятий

  • Широкий спектр спортивных мероприятий

Взаимодействие с другими ведомствами и организациями по вопросам ФЗОЖ;

  • Взаимодействие с представителями Белорусской Православной Церковью по вопросам духовно- нравственного здоровья. Организовывать встречи с представителями Белорусской Православной Церкви по формированию духовно-нравственных ценностей (в рамках соглашения РБ И БПЦ от 12.06. 2003г)
  • Взаимодействие с территориальным медицинским учреждением по информационной работе с работниками предприятия по вопросам ФЗОЖ.
  • Взаимодействие с другими ведомствами и организациями по вопросам ФЗОЖ.
  • Наличие согласованных планов работы.

Выполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.02 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий».

  • Наличие запрещающих курение надписей;
  • Оборудование мест для курения в соответствии с нормами (кроме учреждений образования, ЛПУ);
  • Проведение информационной работы (лекции, дискуссии и т.д);
  • Организация и проведение акций по отказу от курения;
  • Премирование работников, бросивших курить.
  • Принятие мер дисциплинарного воздействия за курение в запрещенных местах .

Выдержка из декрета президента РБ от 17 декабря 2002 г. N 28.

3.16. курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с настоящим Декретом запрещено, — влечет наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,5 базовой величины;

Выдержка из положения о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий.

38.Запрещается курение (потребление) табачных изделий, за
исключением мест, специально предназначенных для этой цели:

— в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;

— на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;

— в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;

— на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;

— во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.

39. Индивидуальные предприниматели или юридические лица, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), указанные в пункте 38 настоящего Положения, создают (выделяют) на этих объектах специально предназначенные для курения места и оборудуют их в соответствии с требованиями, установленными Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством здравоохранения.

О требованиях к специально предназначенным местам для курения.

1. Установить, что к специально предназначенным для курения местам предъявляются следующие требования:

1.1.отделка ограждающих конструкций (полов, стен и перекрытий) в
помещениях должна быть выполнена из негорючих материалов;

1.2.не допускается размещать мягкую мебель;

1.3 могут располагаться смежно с туалетными комнатами, залами ожидания и быть общими для мужчин и женщин, но не быть проходными;

  • 1.4 должны иметь отдельную систему вентиляции с кратностью воздухообмена 10 куб.м /час и выводящую воздух за пределы здания без его рециркуляции;
  • 1.5 температура воздуха в холодный период года должна быть не ниже 16 град. С;
  • 1.6 должны обозначаться соответствующими знаками по ГОСТ 12.4.026-76 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности», оборудоваться урнами (пепельницами) из негорючих материалов не менее чем на 1/3 заполненными водой и обеспечиваться первичными средствами пожаротушения (огнетушитель или ящик с песком).

2. Запретить размещать специально предназначенные для курения места:

2.1. в туалетных комнатах;

2.2. в помещениях категорий по взрывопожарной и пожарной опасности А, Б, Bl — В4 и ближе 30 метров от наружных установок категорий по взрывопожарной и пожарной опасности Ан, Бн, Вн согласно нормам пожарной безопасности Республики Беларусь «Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности. НПБ 5-2000», утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 28 декабря 2000 г. N 36 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 20, 8/4924);

2.3 во взрывоопасных и пожароопасных зонах согласно правилам уст ройства электроустановок;

2.4 на путях эвакуации (лестничных клетках, коридорах) из зданий и сооружений;

2.5. на территориях, в зданиях и сооружениях организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в которых курение и проведение огневых работ не допускается требованиями технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации Республики Беларусь. В указанных местах должны быть вывешены соответствующие запрещающие знаки по ГОСТ 12.4.026-76 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности».

3. Индивидуальные предприниматели или юридические лица, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), указанные в пункте 38 Положения о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. N 28, обязаны определить специально предназначенные для курения места и оборудовать их в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления.

Работа по реализации Директивы Президента Республики Беларусь № 1 от 11.03.2004г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» и плана мероприятий по реализации Государственной программы национальных действий по -предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 годы.

  • создание комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом — совет профилактики (приказ);
  • проведение рейдовых проверок по выявлению лиц в состоянии алкогольного опьянения на территории учреждения;
  • проведение заседаний комиссии при поступлении сообщений из медвытрезвителя, ОВД ( Принятые меры);
  • увольнение в связи с нахождением работников в состоянии алкогольного опьянения на работе;
  • размещение информации по профилактике пьянства среди работающих на стенде «ЗОЖ» (о рассмотренных советом профилактики вопросов на стенде ( Ф.И.О. уволенных за пьянство и т.д.);
  • проведение предрейсовых проверок водителей;
  • Информационные выступления сотрудников РОВД, врачей-наркологов;
  • показ фильмов по профилактике пьянства, табакокурения, принципам ЗОЖ;
  • Постоянное выявление среди работающих групп повышенного риска злоупотребления алкоголем.
  • Содействие в организации лечения от алкогольной зависимости на разных ее стадиях и разными методами, в том числе по настоянию человека.

Создание системы поощрения работников, мотивирующих их к отказу от вредных привычек, мотивирующих вести здоровый образ жизни .

    • Коллективный договор.