Разработчики:

отделение по формированию здорового образа жизни населения г. Могилева и Могилевского района УЗ " Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья"

Отдел образования Могилевского городского исполнительного комитета

С целью создания условий для личностного и профессионального роста заместителей директоров по воспитательной работе, совершенствование системы взаимодействия учреждений здравоохранения, других социальных институтов и общественных организаций по формированию здорового образа жизни школьников разработаны следующие рекомендации.

  • Общие положения и определения.

Формирование здорового образа жизни населения — одно из приоритетных направлений государственной политики. Во всех развитых странах мира, в Республике Беларусь в том числе, основными вопросами на сегодняшний день являются сохранение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, повышение уровня рождаемости населения, снижение уровня смертности от так называемых болезней цивилизации.

В основу всех профилактических мероприятий, направленных на устранение факторов риска, должен быть положен принцип межсекторального сотрудничества — комплексный подход, объединяющий возможности и ресурсы всех структур, имеющих отношение к формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья. В процессы профилактики должны вовлекаться не только служба здравоохранения со своими преимущественно лечебными функциями, но и другие социальные сектора (образование, культура, социальная защита, физкультура и спорт), общественные, профсоюзные организации, органы законодательной и исполнительной власти.

Из «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года»:

П.4.1.3. «Стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылок для его удовлетворения .

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

— формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения;

— воспитание личной нравственной ответственности человека за сохранение своего здоровья и других членов общества;

— улучшение физического и психического благополучия населения;

— улучшение качества окружающей среды;

— создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;

— разработка и реализация правового и экономического механизма обеспечения социальных условий для реализации и стремления людей к позитивным изменениям в образе жизни»

По определению Всемирной организации здравоохранения:

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Здоровье человека на 50 % зависит его образа жизни, 20% определяет наследственность, 20% — окружающая среда, и 10 % — уровень здравоохранения.

Общественное здоровье — это интегрированный уровень общественного прогресса, характеризующий общество в целом с позиции здоровья населения, социального, культурного и экономического благополучия.

Здоровый образ жизни — это такие способы активной социальной деятельности людей, которые в максимальной и непосредственной степени укрепляют здоровье при наличии благоприятных материальных и общественных условий.

Важнейшей составной частью идеологии Белорусского государства является формирование здорового образа жизни молодого поколения.

Научными исследованиями последних лет установлено, что выраженность негативных тенденций в состоянии здоровья во многом зависит от условий организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования. Вопросам охраны здоровья, воспитанию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек среди учащихся в стране уделяется значительное внимание.

Учреждениям образования необходимо ориентироваться в организации этой работы на следующие нормативно-правовые документы, действующие по состоянию на 1 марта 2011года .

2. Нормативные документы:

2.1 Государственные ( республиканские ) Программы, Планы.

— План по реализации отдельных мероприятий Государственной программы комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанными с ними правонарушениями в РБ на 2009-2013 годы (утв. Постановлением Совета Министров РБ от 30.10.2008 года № 1634).

— Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011 −2015г.

— Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» 18 июня 2003 г. (внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» 29 ноября 2003 г. № 251 — 3);

— Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 года № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения Республики»; изменения и дополнения: от 5 марта 2004 года № 235, от 9 марта 2005 года № 251;

— Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 14. 06.2004 № 739 «О состоянии работы органов управления и учреждений образования по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании и алкоголизма среди учащихся и студентов».

— Соглашение между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 .06.2003г.

— Программа сотрудничества между Министерством образования РБ и Белорусской православной церковью (2006г)

2.2. Декреты Президента Республики Беларусь:

—  1 от 11.03.2004г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»

— № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий».

2.3. городские программы:

2.4 Решения Межведомственного координационного совета формированию здорового образа жизни населения г. Могилева .

  • Рекомендуемые мероприятия:

2.1 Направления работы по формированию здорового образа жизни:

В целях активизации работы учреждений образования по воспитанию у учащихся здорового образа жизни рекомендуется:

— осуществление работы по формированию навыков здорового образа жизни с учетом принципа здоровьесохранения;

— введение факультативного курса для учащихся: («Здоровый образ жизни», «Культура здорового образа жизни», «Основы безопасности жизнедеятельности» и т.д.)

— создание системного подхода к воспитательно-образовательному процессу, как здоровьесберегающему: (комплексная программа «Здоровье», оздоровительно-профилактическая работа);

— продолжить работу по «Мониторингу уровня здоровья учащихся»;

— совершенствование деятельности на базе учреждений образования спортивных секций, клубов, кружков, центров досуга и т.д.;

— взаимодействие с государственными и общественными организациями по вопросам здоровья: (учреждения здравоохранения, ДОСААФ, ОО БРСМ, культурно-просветительные учреждения и т.д.);

— постоянная организации отдыха учащихся в оздоровительных лагерях Республики Беларусь;

— совершенствование организации питания учащихся, улучшение его качества и доступности, воспитание культуры потребления пищи: организация диетического щадящего питания);

— использование в работе положительного опыта учреждений образования по формированию здорового образа жизни;

— разработка и реализация программ по формированию здорового образа жизни и стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

— создание на базе учреждений образования объединений, содействующих укреплению здоровья учащихся;

— разработка и повсеместное внедрение в учебный процесс специальных курсов, факультативов, направленных на профилактику пьянства и алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Организация профилактических мероприятий может организовываться по следующим направлениям:

1. Работа с сотрудниками учреждений образования;

2. Работа с родителями;

3. Работа с учащимися.

2.2 Алгоритм работы учреждений образования по формированию здорового образа жизни:

1. Приказом по учреждению назначается куратор проблемы здорового образа жизни, в должностные инструкции вносятся обязанности по данному направлению работы для (заместителей директоров, социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей ведущих факультативные занятия по здоровому образу жизни).

2. Формируется подборка информационно-просветительских материалов по проблеме здорового образа жизни, собственных наработок по данной проблеме.

3.Разрабатывается комплексно-целевая программа, программа «Здоровье» по профилактике здорового образа жизни. В плане определяются цели, задачи, основные направления работы, конкретные сроки проведения мероприятий, заносятся отметки о выполнении.

4.Организуется обучение специалистов учреждения на семинарах и совещаниях, разрабатываются программы мероприятий, составляются списки присутствующих.

5 Анализ заболеваемости сотрудников и учащихся:

— ежегодный сравнительный анализ заболеваемости по нозологическим формам;

— анализ данных профосмотров и диспансеризации (количество работников, имеющих хронические заболевания, страдающих артериальной гипертензией, сахарным диабетом и т.д. )

Планирование информационной работы по вопросам здоровья проводится с учетом анализа заболеваемости .

6.Обеспечивается проведение работы с учащимися:

А. Во время учебного процесса конкретно определяются формы предоставления информации о здоровом образе жизни, учитывается количество часов и название предметов на которых они освещались.

Б. При проведении внеклассной работы (в том числе — 6 учебный день, летние пришкольные лагеря) так же определяются формы предоставления информации о здоровом образе жизни.

7. Спортивно-массовые мероприятия.

  • Организация работы секций по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, лыжам и т.д.;
  • Организация различных соревнований, проведение туристических слетов семейных спартакиад и т.д. ;

8. Проводится изучение степени информированности по вопросам здорового образа жизни среди учащихся старших классов (анкетирование, выборочные опросы) в начале и в конце учебного года. Анализ полученных результатов, заслушивается на родительских собраниях, либо размещается на информационных стендах, полученные данные учитываются при дальнейшем проведении информационной работы по проблеме здорового образа жизни.

9. Обеспечивается наличие информационно-просветительской и тематической литературы и наглядной информации в библиотеке, медпунктах, на стендах: «Здоровый я — здоровая страна»; «Здоровый Образ Жизни»; «Я выбираю здоровье».

10. Принимается участие в организации и проведении мероприятий в рамках Единых дней здоровья, утверждаемых ежегодно в РБ; недель здоровья и т.д.

11. Организовывается работа с родителями по вопросам профилактики здорового образа жизни.

12. При проведении информационной работы применяются различные формы, внедряются интерактивные методики, формируется волонтерское движение среди учащихся школы.

  • Создание в учреждении постоянно действующей системы информирования и обучения работников и учащихся в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
  • Использование максимального количества средств передачи информации: (радио, газета, наглядная информация, видеопоказы, выставки и т.д.)
  • Проведение лекций, дискуссий, вечеров «вопросов и ответов», ток-шоу и т.д. с привлечением специалистов лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических учреждений, а также других ведомств.

13. Взаимодействие с другими ведомствами и организациями по вопросам ФЗОЖ;

  • Взаимодействие с представителями Белорусской Православной Церковью по вопросам духовно- нравственного здоровья. Организовывать встречи с представителями Белорусской Православной Церкви по формированию духовно-нравственных ценностей. ( В рамках программы сотрудничества Министерства образования РБ И БПЦ ).
  • Взаимодействие с территориальным медицинским учреждением по информационной работе с педагогами и учащимися по вопросам ФЗОЖ.
  • Взаимодействие с другими ведомствами и организациями по вопросам ФЗОЖ.
  • Наличие согласованных планов работы.

14. Обеспечивается составление отчетов о выполнении плана работы в части реализации мероприятий государственной программы профилактики здорового образа жизни в каждом учреждении с анализом проведенных мероприятий, оценкой их эффективности и с учетом финансовых затрат. Обобщать результаты работы с выводами и задачами на предстоящий год.

15. Освещать результаты работы на совещании при директоре школы, метод объединениях.

2.3. Направление деятельности социально психолого-педагогической службы по профилактике здорового образа жизни:

— оказание психолого-педагогической помощи учащимся по выработке навыков эмоциональной устойчивости к стрессовым ситуациям: (функционирование социально-педагогической и психологической службы, комнат психологической разгрузки);

— организация и проведение мероприятий на формирование устойчивого интереса, потребностей и навыков здорового образа жизни: (тренинговые занятия, конкурсы, выставки, молодежные акции, видеотека и т.д.);

— организация мероприятий, направленных на профилактику формирования зависимостей от психоактивных веществ, профилактику суицидов;

— организация работы по формированию культуры здоровья педагогов, учащихся, родителей: (родительский всеобуч, инновационные методики, системы, совместные мероприятия);

— проведение мероприятий, направленных на профилактику синдрома эмоционального выгорания среди преподавателей ( психологические исследования , выработка рекомендаций для администрации , консультации, тренинги и т.д.) .

Организация целенаправленной работы с неблагополучными семьями, многодетными и неполными семьями.

2.4 Работа профсоюза по ФЗОЖ:

Предоставление 1-го дня для прохождения медосмотров сотрудниками с сохранением заработной платы, поощрение работников, ведущих ЗОЖ (колдоговор), поощрение активистов — участников соревнований, конкурсов и т.д., приобретение абонементов в бассейн, санаторно-оздоровительное лечение и т.д.)

Зав. отделением по ФЗОЖ
населения г. Могилева и Могилевского района
УЗ " Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии
и общественного здоровья"
А.В.Самусенко