Разработчики:

отделение по формированию здорового образа жизни населения г. Могилева и Могилевского района УЗ " Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья"

Отдел идеологической работы Могилевского городского исполнительного комитета

1.Общие положения и определения

Формирование здорового образа жизни населения — одно из приоритетных направлений государственной политики. Во всех развитых странах мира, в Республике Беларусь в том числе, основными вопросами на сегодняшний день являются сохранение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, повышение уровня рождаемости населения, снижение уровня смертности от так называемых болезней цивилизации.

В основу всех профилактических мероприятий, направленных на устранение факторов риска, должен быть положен принцип межсекторального сотрудничества — комплексный подход, объединяющий возможности и ресурсы всех структур, имеющих отношение к формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья. В процессы профилактики должны вовлекаться не только служба здравоохранения со своими преимущественно лечебными функциями, но и другие социальные сектора (образование, культура, социальная защита, физкультура и спорт), общественные, профсоюзные организации, органы законодательной и исполнительной власти.

Из «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года»:

П.4.1.3. " стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье , создание предпосылок для его удовлетворения.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

— формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения;

— воспитание личной нравственной ответственности человека за сохранение своего здоровья и других членов общества;

— улучшение физического и психического благополучия населения;

— улучшение качества окружающей среды;

— создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;

— разработка и реализация правового и экономического механизма обеспечения социальных условий для реализации и стремления людей к позитивным изменениям в образе жизни;

Для реализации указанных задач необходимо принятие следующих мер:

— разработать и внедрить автоматизированную систему мониторинга состояния здоровья населения (с учетом среды обитания) для разработки комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий;

— разработать и принять эффективные меры по исключению вредных привычек (алкоголь, наркотики, курение);

— развить физическую культуру, спорт, туризм;

— улучшить качество питания населения, обеспечив его наиболее ценными продуктами;

— повысить эффективность учреждений, формирующих здоровый образ жизни;

— создать постоянно действующую систему информирования и обучения населения в вопросах сохранения и укрепления здоровья;

— обеспечить изучение вопросов формирования здорового образа жизни в системе образования;

— укрепить санитарно-эпидемическую службу, первичную медико-санитарную и неотложную помощь;

— обеспечить приоритетное финансирование программ, направленных на укрепление здоровья населения.

Особое внимание предстоит уделить охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи и лечения заболеваний репродуктивной сферы«

По определению Всемирной организации здравоохранени:

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Здоровье человека на 50 % зависит его образа жизни, 20% определяет наследственность, 20% — окружающая среда, и 10 % — уровень здравоохранения.

Общественное здоровье — это интегрированный уровень общественного прогресса, характеризующий общество в целом с позиции здоровья населения, социального, культурного и экономического благополучия.

Здоровый образ жизни — это такие способы активной социальной деятельности людей, которые в максимальной и непосредственной степени укрепляют здоровье при наличии благоприятных материальных и общественных условий.

Управление формированием здорового образа жизни — это комплекс организационно- исполнительных действий общества, органов власти на местах и сектора здравоохранения направленных:

— на достижение эффективности программ управления поведенческими рисками, формирование культуры и этики здоровья ;

— на формирование здорового образа жизни через систему неприрывного гигиенического образования населения и в профессиональных, особенно управленческих, группах всех секторов общества ;

— на профессиональное сопровождение пропаганды здоровья в средствах массовой информации;

— на организацию и проведение индивидуального и группового консультирования по вопросам здоровья;

— на целевую работу с общественным движением в поддержку здоровья.

2. Нормативные документы:

2.1 Государственные ( республиканские ) Программы, Планы.

— Соглашение между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 .06.2003г.

— План по реализации отдельных мероприятий Государственной программы комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанными с ними правонарушениями в РБ на 2009-2013 годы (утв. Постановлением Совета Министров РБ от 30.10.2008 года № 1634).

— Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011 −2015г.

2.2. Декреты Президента Республики Беларусь:

— № 1 от 11.03.2004г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»

— № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий».

2.3. городские программы:

2.4 Решения Межведомственного координационного совета формированию здорового образа жизни населения г. Могилева .

3. Рекомендуемые мероприятия:

Формирование здорового образа жизни для сотрудников предприятий на сегодняшний день имеет не маловажное значение. Возрастающий уровень требований к сотруднику организации на профессиональном уровне не возможен без создания благоприятных условий для укрепления и поддержания его здоровья. Организация профилактических мероприятий может организовываться по следующим направлениям:

  • Предприятие.
  • Подведомственный дом культуры.
  • Подведомственное общежитие.

3.1 Основные направления организации работы по формированию здорового образа жизни на предприятии.

  • Создание на предприятии координационного совета по формированию здорового образа жизни;
  • Создание нормативной базы документов по вопросам ФЗОЖ;
  • Планирование мероприятий по ФЗОЖ.
  • Анализ заболеваемости работников предприятия;
  • Информация о количестве неполных семей, многодетных, семей, воспитывающих детей инвалидов, неблагополучных семей.
  • Проведение социологических исследований ;
  • Оформление информационных стендов.
  • Работа психолога.
  • Проведение спортивно-массовых мероприятий.
  • Информационная работа.
  • Организация работы по ЗОЖ на базе подведомственного дома культуры.
  • Организация работы по ЗОЖ на базе подведомственного общежития.
  • Взаимодействие с другими ведомствами и организациями по вопросам ФЗОЖ;
  • Выполнение Декретов Президента Республики Беларусь:
  • № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий».
  • № 1 от 11.03.2004г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
  • Создание системы поощрения работников, мотивирующих их к отказу от вредных привычек, мотивирующих вести здоровый образ жизни.
  • Санаторно — профилактическое оздоровление работающих.
  • Выпуск предприятием продукции с символикой здорового образа жизни.

Создание на предприятии координационного совета по формированию здорового образа жизни.

  • Приказом руководителя создается координационный совет по формированию здорового образа жизни, координатором этого направления назначается заместитель руководителя по идеологической работе. В состав совета включаются: председатель ПК, инженер по ТБ, медицинский работник, инструктор по ФК и спорту, культорганизатор, воспитатели общежитий, председатели первичных организаций: БРСМ, Белорусского союза женщин, Белая Русь

и других общественных формирований .

  • Заседания координационного совета проводятся не менее 2-х раз в год.

Создание нормативной базы документов по вопросам ФЗОЖ.

  • Наличие на предприятии копий действующих государственных программ, региональных программ, комплексных планов по вопросам ФЗОЖ , решений межведомственного координационного совета по формированию здорового образа жизни. Наличие локальных нормативных документов по вопросам ФЗОЖ.

Планирование мероприятий по ФЗОЖ .

  • Ежегодный план комплексных мероприятий по ФЗОЖ. В плане должны быть определены: цели, задачи, направления работы и комплекс мероприятий на год. В плане должны быть следующие разделы:
  • организационно — методические мероприятия (заслушивание вопросов по ФЗОЖ на совещаниях при руководителе предприятия, ( заместителей руководителя) , протокол совещания, организация на предприятии массовых профилактических акций по ФЗОЖ — не менее 2-х в год )
  • информационная работа по ФЗОЖ (информирование работающих в рамках дней здоровья, по профилактике пьянства и алкоголизма, по борьбе с курением и т.д.. наличие информационных стендов );
  • физкультурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа;
  • работа здравпункта ( школы здоровья, организация прививок против гриппа , Единые дни здоровья, анализ заболеваемости по нозологическим формам, проведение медосмотров );
  • работа БРСМ по ФЗОЖ ( соревнования, дни здоровья, акции и т. д)
  • работа профсоюза по ФЗОЖ ( Предоставление 1-го дня для прохождения медосмотров работникам предприятия с сохранением заработной платы, поощрение работников, ведущих ЗОЖ ( колдоговор), поощрение активистов — участников соревнований, конкурсов и т.д., приобретение абонементов в бассейн, санаторно-оздоровительное лечение и т.д.)
  • организация работы по ЗОЖ на базе подведомственного дома культуры.
  • организация работы по ЗОЖ на базе подведомственного общежития.

Анализ заболеваемости работников предприятия;

  • Ежегодный сравнительный анализ заболеваемости по нозологическим формам.
  • Анализ данных профосмотров и диспансеризации (количество работников, имеющих хронические заболевания, страдающих артериальной гипертензией, сахарным диабетом )

Информация о количестве неполных семей, многодетных, семей, воспитывающих детей инвалидов, неблагополучных семей.

  • Организация целенаправленной работы с неблагополучными семьями, многодетными и неполными семьями .

Проведение социологических исследований.

  • Проведение простых социологических исследований методом анонимного анкетирования среди работников по вопросам распространения вредных привычек, здорового образа жизни.
  • Участие в городских, областных, республиканских социологических исследованиях по вопросам здоровья.

Информационные стенды.

  • Плакаты;
  • Информация о мероприятиях по формированию здорового образа жизни (название мероприятия, где, когда будет проходить);
  • Стенгазета, которая может содержать информацию о профилактике какого либо заболевания, отчет о проведенном или запланированном мероприятии по ЗОЖ, информацию о нарушениях выполнения Декрета Президента Республики Беларусь № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий», Директивы № 1 и т.д.

Работа психолога.

Общие положения построения деятельности психолога на предприятии: 1.Диагностическое направление деятельности.

Первым шагом в работе психолога является наблюдение и исследование работы отдельных цехов, отделов и их руководителей, специалистов и рабочих. Оцениваются:

  • Уровень социально-психологического климата в коллективе (цеха, отдела);
  • Уровень сформированности группы как коллектива и при многократном исследовании прослеживается динамика его развития.
  • Степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

Среди руководящего персонала психолог может провести исследование: по оценке способов реагирования в конфликте, выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, насколько стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их.

2.Основные вопросы, исследуемые психологом на предприятии:

  • Состояния человека в труде.
  • Исследование стресса, а именно состояние утомления (перегрузки или недогрузки);
  • Состояние монотонности;
  • Эмоциональное напряжение (несправедливость оплаты, неопределенность профессионального будущего и т.д.);
  • Уровень субъективного контроля (УСК);

Субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что происходит. Оценивается, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него.

Исследование моментов, которые влияют на эффективность работы всего предприятия в целом.

3.Психологическую структуру специалиста:

  • направленность и компетентность (профессиональной пригодности);
  • профессионально значимых свойств;
  • профессиональная стагнация и деформация;

4. Ошибки на производстве:

  • причины ошибок;
  • анализ надежности и стратегия работы над ошибками;

    5. Профессиональный рост и обучение:

  • навыки и умения;
  • этапы формирования навыков;
  • психологические предпосылки переучивания.
  • 6. На оперативных совещаниях руководящего персонала психолог может проводить анализ работы структурных подразделений, при котором рассматривались бы вопросы:

    • постановки цели;
    • планирования работы;
    • выбора рациональных приемов;
    • контроля;
    • самоконтроля;
    • взаимоконтроля;
    • формы и способы подведения итогов работы подразделения

    Спортивно-массовые мероприятия.

    • Работа организуется инструктором по физической культуре предприятия, тренером по физической культуре.
    • Организация работы секций по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, лыжам и т.д.;
    • Организация различных соревнований на призы администрации и профкома.
    • Проведение туристических слетов;
    • Проведение семейных спартакиад;
    • Проведение спортивных соревнований между цехами, отделами;
    • Проведение соревнований между предприятиями.

    Организация спортивно-массовой работы на предприятиях

    • Проведение заводской спартакиады.
    • Выпускается приказ по предприятию, согласно которому утверждается положение и смета затрат.
    • Стимулирование создания спортивных клубов, женских групп, клубов х и других форм общинных объединений, посещение которых помогает избавиться от пассивного образа жизни.
    • Создание малых спортивных сооружений на территории предприятия.

    Начальникам подразделений вменяется в обязанность:

    • своевременное финансирование мероприятий;
    • обеспечение людей спортинвентарем;
    • исправность задействованного во время стартов оборудования;
    • медицинский контроль;
    • информационное обеспечение.

    Но это — лишь техническое обеспечение спартакиады. Не меньшее, если не большее значение имеет работа с людьми.

    Информационная работа.

    • Создание на предприятии постоянно действующей системы информирования и обучения работников в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
    • Использовать максимальное количество средств передачи информации: ( радио, газета, наглядная информация, сайт предприятия, видеопоказы, выставки и т.д. );
    • Проведение лекций, дискуссий, вечеров «вопросов и ответов» и т.д. с привлечением специалистов лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических учреждений, а также других ведомств.
    • Выяснение мнения сотрудников предприятия о проводимой работе по ФЗОЖ (предложения, выявление недостатков) посредством организации работы информационного ящика.

    Организация работы по ЗОЖ на базе подведомственного дома культуры.

    • Оформление информационных стендов.
    • Проведение тематических дискотек.
    • Организация работы клубов по ЗОЖ.
    • Проведение КВН на тему ЗОЖ.
    • Проведение конкурсов на лучший сценарий по ЗОЖ с последующей постановкой.
    • Проведение тематических концертов, вечеров вопросов и ответов, лекций, дискуссий и т.д. с привлечением специалистов лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических учреждений, а также других ведомств.

    Организация работы по ЗОЖ на базе подведомственного общежития.

    • Оформление информационных стендов.
    • Работа консультативного кабинета с привлечением психолога, врачей, юриста, социолога и т.д.
    • Информационная работа.
    • Организация работы кружков для детей и подростков с целью занятия досуга.
    • Организация работы спортивной комнаты.
    • Оборудование спортивными сооружениями уличных площадок возле общежития для занятий спортом.
    • Наличие литературы по ЗОЖ в библиотеке.

    Взаимодействие с другими ведомствами и организациями по вопросам ФЗОЖ;

    • Взаимодействие с представителями Белорусской Православной Церковью по вопросам духовно- нравственного здоровья. Организовывать встречи с представителями Белорусской Православной Церкви по формированию духовно-нравственных ценностей. (в рамках соглашения РБ И БПЦ от 12.06. 2003г)
    • Взаимодействие с территориальным медицинским учреждением по информационной работе с работниками предприятия по вопросам ФЗОЖ.
    • Взаимодействие с другими ведомствами и организациями по вопросам ФЗОЖ.
    • Наличие согласованных планов работы.

    Выполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.02 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий».

    • Наличие запрещающих курение надписей;
    • Оборудование мест для курения в соответствии с нормами (кроме учреждений образования, ЛПУ);
    • Проведение информационной работы (лекции, дискуссии и т.д);
    • Организация и проведение акций по отказу от курения;
    • Премирование работников, бросивших курить.
    • Принятие мер дисциплинарного воздействия за курение в запрещенных местах .

    Выдержка из декрета президента РБ от 17 декабря 2002 г. N 28.

    3.16. курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с настоящим Декретом запрещено, — влечет наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,5 базовой величины;

    Выдержка из положения о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий.

    38.Запрещается курение (потребление) табачных изделий, за
    исключением мест, специально предназначенных для этой цели:

    — в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;

    — на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;

    — в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;

    — на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;

    — во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.

    39. Индивидуальные предприниматели или юридические лица, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), указанные в пункте 38 настоящего Положения, создают (выделяют) на этих объектах специально предназначенные для курения места и оборудуют их в соответствии с требованиями, установленными Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством здравоохранения.

    О требованиях к специально предназначенным местам для курения.

    1. Установить, что к специально предназначенным для курения местам предъявляются следующие требования:

    1.1.отделка ограждающих конструкций (полов, стен и перекрытий) в
    помещениях должна быть выполнена из негорючих материалов;

    1.2.не допускается размещать мягкую мебель;

    1.3 могут располагаться смежно с туалетными комнатами, залами ожидания и быть общими для мужчин и женщин, но не быть проходными;

    • 1.4 должны иметь отдельную систему вентиляции с кратностью воздухообмена 10 куб.м /час и выводящую воздух за пределы здания без его рециркуляции;
    • 1.5 температура воздуха в холодный период года должна быть не ниже 16 град. С;
    • 1.6 должны обозначаться соответствующими знаками по ГОСТ 12.4.026-76 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности», оборудоваться урнами (пепельницами) из негорючих материалов не менее чем на 1/3 заполненными водой и обеспечиваться первичными средствами пожаротушения (огнетушитель или ящик с песком).

    2. Запретить размещать специально предназначенные для курения места:

    2.1. в туалетных комнатах;

    2.2. в помещениях категорий по взрывопожарной и пожарной опасности А, Б, Bl — В4 и ближе 30 метров от наружных установок категорий по взрывопожарной и пожарной опасности Ан, Бн, Вн согласно нормам пожарной безопасности Республики Беларусь «Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности. НПБ 5-2000», утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 28 декабря 2000 г. N 36 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 20, 8/4924);

    2.3 во взрывоопасных и пожароопасных зонах согласно правилам уст ройства электроустановок;

    2.4 на путях эвакуации (лестничных клетках, коридорах) из зданий и сооружений;

    2.5. на территориях, в зданиях и сооружениях организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в которых курение и проведение огневых работ не допускается требованиями технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации Республики Беларусь. В указанных местах должны быть вывешены соответствующие запрещающие знаки по ГОСТ 12.4.026-76 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности».

    3. Индивидуальные предприниматели или юридические лица, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), указанные в пункте 38 Положения о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. N 28, обязаны определить специально предназначенные для курения места и оборудовать их в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления.

    Работа по реализации Директивы Президента Республики Беларусь № 1 от 11.03.2004г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» и плана мероприятий по реализации Государственной программы национальных действий по -предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 годы.

    • создание комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом — совет профилактики (приказ);
    • проведение рейдовых проверок по выявлению лиц в состоянии алкогольного опьянения на территории предприятия;
    • проведение заседаний комиссии при поступлении сообщений из медвытрезвителя, ОВД ( Принятые меры);
    • увольнение в связи с нахождением работников в состоянии алкогольного опьянения на работе;
    • размещение информации по профилактике пьянства среди работающих на стенде «ЗОЖ» (о рассмотренных советом профилактики вопросов на стенде ( Ф.И.О. уволенных за пьянство и т.д.);
    • проведение предрейсовых проверок водителей;
    • Информационные выступления сотрудников РОВД, врачей-наркологов;
    • показ фильмов по профилактике пьянства, табакокурения, принципам ЗОЖ;
    • На предприятиях торговли наличие объявления о запрещении продажи алкогольных напитков лицам до 18 лет.
    • Постоянное выявление среди работающих групп повышенного риска злоупотребления алкоголем.
    • Содействие в организации лечения от алкогольной зависимости на разных ее стадиях и разными методами, в том числе по настоянию человека.

    Создание системы поощрения работников, мотивирующих их к отказу от вредных привычек, мотивирующих вести здоровый образ жизни .

    • Коллективный договор.

    Санаторно- профилактическое оздоровление работающих.

    Выпуск предприятием продукции с символикой здорового образа жизни.