Цена за пользование учебниками в новом учебном году вырастет несущественно Белорусским предприятиям, а вместе с ними и могилевским, в последнее время пришлось столкнуться с беспрецедентным санкционным давлением. Оперативно принимаются меры, чтобы минимизировать влияние санкций. Бизнес перестраивает логистические цепочки, переориентирует экспортные поставки на другие рынки, занимается импортозамещением.

ОАО «Ольса»: вопреки давлению извне
Сложнее всего пришлось экспортоориентированным компаниям. Но и они демонстрируют завидную стойкость и оптимизм, показывая, что санкции — это не удар под дых, а толчок для развития. Как пример — ОАО «Ольса», где темп роста объемов производства по итогам первого «санкционного» полугодия составил 120%, а темп роста экспорта — более 103%.

— Мы занимаемся производством садовой и кемпинговой мебели, а также мебели для медучреждений, бытовых электронасосов, деревообрабатывающих станков и спортивных уличных тренажеров, — рассказывает директор предприятия Николай Цыкунов. — Поскольку наше предприятие экспортоориентированное (доля экспорта составляет около 86% в общем объеме отгрузки), то сложившаяся ситуация в мире и, как следствие, санкционные меры повлияли на нас значительно. Были приостановлены работы с нашими контрагентами из стран ЕС и Украины — с «ИКЕА» в Российской Федерации, Китае и Малайзии, JYSK в странах Балтии и Канаде, «Эпицентр» в Украине.

Потери, безусловно, значительные, но не фатальные. Сегодня «Ольса» проводит активную работу по замещению потерянных объемов реализации. Уже заключены новые контракты с крупным сетевыми ритейлами в России «Ашан» и «Домовой», с компаниями из Таджикистана и Армении.

— Активно занимаемся продвижением продукции в крупные сетевые ритейлы: Groupe ADEO Leroy Merlin, OBI, Castorama и другие, — перечисляет он. — Товары с торговой маркой OLSA пользуются спросом в России, Казахстане, Таджикистане, Грузии, Азербайджане, Армении, Болгарии, Молдове, Киргизии, Монголии и других странах.
Как результат этой активной работы — темп роста объемов производства промышленной продукции составил 120%, а темп роста экспорта — более 103%. Рентабельность реализованной продукции равна 17,5%, показатель по энергосбережению — минус 5,9%, сальдо внешней торговли — 19,7 млн долларов США. Словом, рентабельная и прибыльная работа обеспечена.

— Кроме того, за короткий период времени мы реализовали три инвестиционных проекта с инновационной направленностью, — подчеркивает Николай Цыкунов. — С 2021 года реализуем новый венчурный проект «Создание современного высокотехнологичного производства мебели на металлическом каркасе с элементами цифровой фабрики», который соответствует приоритетным направлениям научно-технической деятельности Беларуси. За первое полугодие инвестиции в основной капитал составили 4,3 млн рублей.

«БелЭмса» наращивает мощности
Спрос на средства гигиены актуален всегда. В связи с этим в конце июля на предприятии «БелЭмса» будет запущена новая линия, которая позволит увеличить выпуск подгузников для взрослых в 3 раза — до 18 млн штук в месяц, в то время как мощности существующей линии составляют более 6 млн.

Примечательно, что сегодня из-за резкого увеличения стоимости импортных товаров белорусский покупатель переориентировался на продукцию отечественного производства, которая ничем не уступает по качеству, а зачастую и превосходит зарубежные аналоги.

— Если раньше товары этой категории производились из сырья, поставляемого из Финляндии, США и других стран, то сейчас в основном это Россия и Беларусь, — отмечает заместитель директора предприятия Осман Учар. — С начала года доля импортозамещения на «БелЭмса» возросла до 80%.

По словам заместителя директора, политика предприятия всегда была следующей: если в Беларуси есть необходимые для производства продукции материалы, предпочтение и поддержка всегда будут отданы местному производителю. Все эти вопросы прорабатывались давно, поэтому максимальное количество сырья закупается именно на территории страны.

— Благодаря этой политике санкционное давление не оказало существенного влияния на работу предприятия, — поясняет он.

Сегодня предприятие полностью закрывает потребность внутреннего рынка в гигиенической продукции: около 30% всех объемов идет белорусскому покупателю. Белорусские подгузники пользуются спросом в России и Казахстане, также заключены контракты со странами ближнего зарубежья.

Уже в августе наряду с детскими подгузниками эконом- и среднего класса на прилавках появится premium-продукция производства «БелЭмса», качество которой не уступает японским и европейским аналогам. Таким образом, предприятие полностью закроет всю ценовую линейку.

«ВМ»