Согласно статьи 43 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей» на местные исполнительные и распорядительные органы возложена, в частности, обязанность по рассмотрению обращения потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

Так в рамках государственной защиты прав потребителей управлением торговли и услуг Могилевского городского исполнительного комитета за 2018 год рассмотрено 404 обращения, в том числе 10 обращений по вопросу приобретения товаров (работ, услуг) посредством сети Интернет и средств связи.

По тематике обращений наибольший удельный вес занимают обращения по вопросам в сфере «торговля» — 221 обращение (или 54,7% от общего количества рассмотренных обращений), в сфере «общественное питание» — 27 обращений (или 6,7%), в сфере «бытовое обслуживание» — 74 обращения (или 18,3%), по вопросам защиты прав потребителей в контролируемых сферах 82 обращения (или 20,3%).

По результатам рассмотрения наибольший удельный вес занимают ответы на обращения, носящие разъяснительный характер — такие ответы даны по 326 обращениям (что составляет 80,7% от общего количества рассмотренных обращений), удовлетворены требования заявителей по 78 обращениям (или 19,3%).

За выявленные в ходе рассмотрения обращений нарушения законодательства составлено 47 протоколов (вынесено постановлений) об административных правонарушениях.

Оформлено 4 исковых заявлений о защите прав потребителя, направлено 7 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о защите прав потребителей в соответствии со статьей 43 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей».

По сложившейся традиции тематику праздника 15 марта — День потребителя каждый год определяет Международная Федерация потребительских организаций.

Так в 2019 году темой Белорусского праздника дня защиты прав потребителей выбрана «Защита прав потребителей в эпоху умных технологий» («Абарона правоу спажыуцоу у эпоху разумных тэхналогій»).

Все активнее в нашу жизнь входят цифровые технологии, которые изменяют характер многих услуг и продуктов. Так к уже привычным услугам по обеспечению он-лайн оплаты за приобретенные услуги и товары, сегодня добавилась возможность пользоваться настройками автоплатежей на оплату ЖКУ, мобильной связи и Интернета.

В этой связи особое внимание необходимо уделять обеспечению соблюдения прав потребителей на свободу выбора товара и на получение полной, достоверной и понятной информации о товарах, работах услугах, а также об исполнителях, продавцах, изготовителях и поставщиках в целях принятия потребителями обоснованных решений относительно приобретения товаров (работ, услуг).

Доверие и безопасность потребителей — залог успеха цифровой экономики.

Дистанционные способы заключения договоров (купли-продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) повсеместно используются в нашей повседневной жизни.

Организация продажи потребительских товаров и оказание различных услуг посредством сетр Интернет развивается очень динамично. По состоянию на 1 января 2019 г., согласно сведениям Торгового реестра Республики Беларусь, в г.Могилеве зарегистрировано 406 действующих интернет-магазинов.

Всеобщее понимание всех потребителей как правильно приобрести товары посредством сети Интернет (средств связи, мобильных приложений и др.) может способствовать, правильному выбору продавца (исполнителя), а также восстановлению нарушенных прав потребителей в случае приобретения товаров и оказанных услуг ненадлежащего качества.