Официальный сайт
По вопросам деятельности горисполкома и для официальной корреспонденции (за исключением обращений граждан и юридических лиц): тел. 8 (0222) 42-20-33, 42-24-67,e-mail: mgec@mogilev.by
Единый номер информационной службы «Справочная одного окна»: 142
Согласно статьи 43 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей» на местные исполнительные и распорядительные органы возложена, в частности, обязанность по рассмотрению обращения потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
В настоящее время однозначно можно отметить повышение правовой грамотности как среди потребителей, так и со стороны бизнеса. Однако, несмотря на существующие правовые механизмы, потребители по-прежнему сталкиваются с рядом проблем и нарушений, которые требуют внимания со стороны государства.
Пожалуй, самой распространенной проблемой на сегодняшний день является реализация товаров ненадлежащего качества. Потребители часто сталкиваются с производственными дефектами товаров, несоответствием заявленным характеристикам. Особенно актуальна эта проблема в отношении бытовой техники и электротоваров. Помимо этого, отдельно хотелось бы обозначить имеющиеся нарушения со стороны продавцов (исполнителей) требований о безвозмездном устранении недостатков качества товара (работ, услуг). Продавцы нередко отказываются выполнять взятые на себя гарантийные обязательства, затягивают сроки безвозмездного устранения недостатков или вовсе игнорируют обращения потребителей.
Так, в рамках государственной защиты прав потребителей управлением торговли и услуг Могилевского городского исполнительного комитета за 2024 год рассмотрено 141 обращение.
По тематике обращений наибольший удельный вес занимают обращения по вопросам в сфере торговли — 81 (57,4% от общего количества рассмотренных обращений), по вопросам бытовых услуг — 60 (42,6%).
По результатам рассмотрения наибольший удельный вес занимают ответы на обращения, носящие разъяснительный характер — такие ответы даны по 93 обращениям (что составляет 66% от общего количества рассмотренных обращений), удовлетворены требования заявителей по 48 обращениям (или 34%).
За выявленные в ходе рассмотрения обращений нарушения законодательства составлено 18 протоколов (вынесено постановлений) об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 43 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите нрав потребителей» оформлено и подано в суд 14 исковых заявления о защите прав потребителя.
Проблемы и нарушения прав потребителей остаются актуальными и, на наш взгляд, их решение возможно только через комплексный подход: повышение ответственности бизнеса, усиление правовой защиты и информирование граждан.
«В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта отмечается праздничный день — День потребителя.
В 2025 году в государствах-членах Евразийского экономического союза День потребителя проводится под девизом: «Потребитель — в центре внимания: от баланса интересов к справедливому разрешению споров»
Справочно: Программа совместных действий государств — членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей принята распоряжением Евразийского межправительственного совета от 21 июня 2022 г. № 12. Программа предусматривает ежегодное проведение работы по информированию и просвещению населения Евразийского экономического союза по вопросам защиты прав потребителей. Тема такой работы определяется еэюегодно, начиная с 2023 года, и закрепляется рекомендацией Евразийской экономической комиссии.
Данная тема подчеркивает значимость защиты прав потребителей и призвана обратить внимание на справедливое разрешение споров потребителей и бизнеса. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств — членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей.
Ежегодно в этот день общественность напоминает о важности защиты прав потребителей. Эта дата была выбрана не случайно — именно 15 марта 1961 года было сформулировано понятие «потребитель» и определены четыре основных права потребителя: 1. Право на качество. 2. Право на безопасность. 3. Право на информацию. 4. Право на возмещение ущерба.
Целью Всемирного дня прав потребителей является привлечение внимания к проблемам в сфере защиты прав потребителей, повышение уровня потребительской грамотности и информирование граждан механизмах защиты прав потребителей.