Председатель Конституционного суда Беларуси Петр Миклашевич, находящийся сегодня, 19 сентября, с рабочей поездкой в Могилеве, рассказал журналистам о том, как реализуется поставленная Президентом Беларуси Александром Лукашенко задача о ревизии нормативно-правовых актов, принятых на подзаконном уровне.

— Проводим активную работу по выполнению этого поручения. Анализируем постановления Правительства, министерств и других государственных органов, принятые на подзаконном уровне по всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Уже выявлены некоторые концептуальные вопросы, требующие разрешения на государственном уровне, — уточнил Петр Миклашевич.

По его словам, в Беларуси процесс принятия законов упорядочен. В среднем каждый год принимается около 50 законов по составленному и утвержденному Президентом плану, что не такой большой объем. Принимаются и внеплановые законы.

Законотворческий процесс упорядочен и проводится на достаточно качественном уровне, подчеркивает Петр Миклашевич:

— Законодателю при принятии закона предоставлено право делегировать полномочия Совету Министров и другим органам, уполномоченным принимать подзаконные акты для установления определенного порядка реализации тех или иных норм закона. К сожалению, в ряде случаев законодатель не совсем обоснованно делегирует урегулирование тех или иных вопросов, которые должны быть урегулированы на уровне закона. Следующий момент связан с переделегированием полномочий на уровне Правительства. Когда законодатель делегировал непосредственно Совмину принять нормативно-правовой акт, а тот переадресует это право тому или иному министерству, республиканскому органу, это порождает множественность нормативных правовых актов и понижает уровень правового регулирования.

Второй момент, на который обратил внимание председатель Конституционного Суда, что на уровне законодательного регулирования надо оптимально соблюдать принцип разрешительный и принцип запретительный.

— Первый означает, что можно все, что не запрещено законом. Второй — можно делать все, что разрешено законом. При законодательном регулировании важно соблюдать разумный баланс применения этих принципов. Анализ подзаконных актов показывает, что встречается излишнее установление запретов, что не дает возможность в полной мере реализовать права, установленные на уровне Конституции и на уровне закона, — отметил Петр Миклашевич.

Имеет место быть и чрезмерное избыточное регулирование на подзаконном уровне. На совещании с судьями Президент назвал цифру более 175 тысяч нормативно-правовых актов, уточнил Петр Петрович:

— Как раз предстоит сократить этот объем регулирования, чтобы была возможность ориентироваться в этом массиве. Глава государства наказал всем жить по закону и не допустить, чтобы сущность законодательного регулирования искажалась на подзаконном уровне. Образно говоря, не жить по инструкции.

В ряде подзаконных нормативных актов устанавливается правовая неопределенность, что на практике порождает различные коллизии и ставит затруднения, как реализовать гражданину свои права и как правоприменителям разрешить те или иные вопросы.

— Работаем и в этом направлении. Используем для этого в том числе наш опыт проверки законов в порядке предварительного конституционного контроля. Когда у нас были такие полномочия, проверили более тысячи законов. Сейчас будем информировать, что необходимо сделать для того, чтобы упорядочить законодательное регулирование на подзаконном уровне, — заключил Петр Миклашевич.

Любовь Соловьева, СБ