Порой на улицах города глаз цепляют не всегда чистые автомобили и общественный транспорт. На это не единожды обращал внимание председатель горисполкома Александр Студнев. С наступлением осенне-зимнего периода с дождями, снегом, слякотью ситуация еще больше усугубляется. Какие нормы и правила действуют для общественного транспорта и как часто моют автобусы, выходящие на городские маршруты, узнали у главного перевозчика — Автобусного парка № 1.

Тонкости процесса

Ежедневно для работы на городских маршрутах на линии выходит около 140 единиц техники, а еще сюда добавляются большегрузы, заказные и междугородние автобусы. Отправляемся на территорию автопарка вместе с главным инженером Александром Булочкиным, чтобы вникнуть в тонкости процесса.

— Каждый автобус, после того как возвращается с маршрута, отправляется «в душ». Мойка у нас не самого нового образца, но функции свои выполняет. Это двухпоточная механизированная мойка со щеточными барабанами. При этом одна из поточных линий достигает высоты в 4,5 м, что позволяет обслуживать разномарочный подвижной состав, в том числе междугородние автобусы и большегрузы, которые имеются в автопарке, — рассказывает Александр Олегович.

Боковые поверхности транспорта моются с помощью щеточных барабанов, а уже труднодоступные места домываются мойщиками вручную. Переднюю и заднюю части автобуса моет водитель, используя специальные моющие средства. Такой вид мойки называется «наружная мойка».

Чтобы более тщательно очистить отдельные детали, топливные баки, ребристые поверхности и труднодоступные места от грязи, используется новая специальная машина — Керхер. Принцип очистки заключается в том, что сначала загрязненные участки покрываются специальной моющей пеной, а затем смываются горячей водой под давлением. Удовольствие не из дешевых, но руководство автопарка приняло решение приобрести этот пеногенератор, который очень помогает в работе.

Внутренняя мойка проводится также ежедневно. Уборщица использует моечные и дезинфицирующие средства для протирания ручек и поручней, производит сухую и влажную уборку салона. Стандартная уборка длится около 30 минут.

Как пояснили специалисты, есть и такие понятия, как «углубленная наружная мойка» и «углубленная внутренняя мойка» — это своего рода генеральная уборка. Ее проходят около 15 машин в день.

— Такая потребность связана с различными причинами — от необходимости периодически от потолка до пола чистить салон до приведения в надлежащий вид наружных поверхностей. На территории автопарка есть собственная скважина глубиной 70 м, этой водой пользуемся на мойке. Вода богата железом, а поэтому через месяц-два желтый налет откладывается на корпусе автобусов. Наиболее заметно это на белых автобусах. Поэтому приходится проводить отдельно чистку таких автомобилей с помощью специальных химических средств. В этом году чистящие санитарно-гигиенические средства закуплены на сумму 15,5 тысячи рублей.

На предприятии работают три бригады мойщиков по 5 человек, режим работы — с 8.00 до 17.00 и с 17.00 до 2.00, график работы сменный. Также с 2.00 до 6.00 дежурит один мойщик, который обслуживает автомобили, как раз в это время прибывающие с дальних маршрутов.

Как рассказал директор Могилевского филиала «Автопарк № 1» Виктор Лазаренко, раз в год, в осенне-зимний период, приходится заменять моечные валы, установленные в боксах. Сегменты для них закупаются частями, а стоимость их приближается к 50 тысячам рублей. Планируется и модернизация.


Чистый транспорт — залог комфорта

Так почему не все автобусы чистые?

Изучив особенности процесса и наблюдая за непрерывным потоком автобусов и фур в моечные боксы, задаюсь вопросом, почему же на улицах Могилева можно встретить грязный автобус?

Во-первых, говорят специалисты, из-за погодных условий. Если в солнечный летний день автобус может вернуться с линии практически чистым, и мыть его можно и через день, то в осенне-зимний период уже через пару часов заметны загрязнения, а на линии автобусы могут находиться по 14 часов. Если есть возможность, в межпунктовые интервалы водитель может заехать на дополнительную мойку, но чаще всего «отстойники» расположены далеко от базы, и гонять транспорт туда нецелесообразно, а организовать ее на месте — затратно, считает перевозчик.

При этом никто не отменял человеческий фактор: кто-то из водителей подходит к уборке более ответственно, кто-то — менее. Руководство говорит, что в автопарке остался старый костяк, и водители с любовью относятся к закрепленному за ними транспорту — всегда и чисто, и аккуратно, и новые диски на колесах сверкают. С отдельными специалистами бывает сложнее, могут где-то и полениться, а поэтому необходим контроль при выпуске на линию. Если автобус недостаточно чистый, то развернут обратно, а водителя накажут. Бывает, и по 2-3 автобуса разворачивают. Как в любой профессии многое зависит от конкретного человека: насколько он любит свою работу и ответственно относится к ней.


Чистый транспорт — залог комфорта

Второй год автопарк испытывает острую нехватку водительского состава — 68 человек от штатного расписания. А это значит, что многие водители работают в усиленном режиме, ведь главная задача — обеспечить выход транспорта на все городские маршруты. Переработка где-то негативно сказывается и на санитарной уборке, которую водитель должен выполнять в межпунктовый интервал. А при этом средняя зарплата среди водителей сегодня — 1800 рублей. И заинтересованных, ответственных водителей здесь всегда ждут.

Во-вторых, многое зависит от маршрута. Автобусы некоторых маршрутов чаще других приезжают очень грязными. К концу смены, а то и раньше, салоны и наружный вид автобусов, проезжающих, например, через частный сектор или близлежащие агрогородки, имеют более неприглядный вид.

В-третьих, процент износа подвижного состава. Несмотря на то, что в 2021 году автопарк приобрел 19 новых автобусов, в 2022 — 11 (курсируют они по наиболее загруженным маршрутам), доля полностью самортизированных автобусов высока и составляет 59%. То есть в парке есть машины, которым по 15 и 18 лет, и они все эти годы изо дня в день курсируют по улицам города. После 10 лет эксплуатации требуются серьезные затраты на поддержание транспорта в технически исправном состоянии. И вид у таких автобусов не такой презентабельный, как у новых.

Обо всех проблемах в автопарке знают. Признаются, что и обращения поступают, и претензии, когда отдельные рейсы вынужденно снимаются. Так что работать есть над чем. С людьми работают, а виновных наказывают — проводят беседы, выносят предупреждения, лишают премий, применяют другие меры взыскания. А также стараются максимально обновлять автобусный парк.


Чистый транспорт — залог комфорта

Мария Гришаева, «ВМ»