Разработчики:
отделение по формированию здорового образа жизни населения г. Могилева и Могилевского района УЗ " Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья"
Отдел физической культуры, спорта и туризма Могилевского городского исполнительного комитета
- Общие положения и определения
Формирование здорового образа жизни населения — одно из приоритетных направлений государственной политики. Во всех развитых странах мира, в Республике Беларусь в том числе, основными вопросами на сегодняшний день являются сохранение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, повышение уровня рождаемости населения, снижение уровня смертности от так называемых болезней цивилизации.
В основу всех профилактических мероприятий, направленных на устранение факторов риска, должен быть положен принцип межсекторального сотрудничества — комплексный подход, объединяющий возможности и ресурсы всех структур, имеющих отношение к формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья. В процессы профилактики должны вовлекаться не только служба здравоохранения со своими преимущественно лечебными функциями, но и другие социальные сектора (образование, культура, социальная защита, физкультура и спорт), общественные, профсоюзные организации, органы законодательной и исполнительной власти.
Из «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года»:
П.4.1.3. " стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылок для его удовлетворения.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
— формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения;
— воспитание личной нравственной ответственности человека за сохранение своего здоровья и других членов общества;
— улучшение физического и психического благополучия населения;
— улучшение качества окружающей среды;
— создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;
-разработка и реализация правового и экономического механизма обеспечения социальных условий для реализации и стремления людей к позитивным изменениям в образе жизни;
Для реализации указанных задач необходимо принятие следующих мер:
— разработать и внедрить автоматизированную систему мониторинга состояния здоровья населения (с учетом среды обитания) для разработки комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий;
— разработать и принять эффективные меры по исключению вредных привычек (алкоголь, наркотики, курение);
— развить физическую культуру, спорт, туризм;
— улучшить качество питания населения, обеспечив его наиболее ценными продуктами;
-повысить эффективность учреждений, формирующих здоровый образ жизни;
— создать постоянно действующую систему информирования и обучения населения в вопросах сохранения и укрепления здоровья;
— обеспечить изучение вопросов формирования здорового образа жизни в системе образования;
— укрепить санитарно-эпидемическую службу, первичную медико-санитарную и неотложную помощь;
— обеспечить приоритетное финансирование программ, направленных на укрепление здоровья населения.
Особое внимание предстоит уделить охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи и лечения заболеваний репродуктивной сферы«
По определению Всемирной организации здравоохранения:
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Здоровье человека на 50 % зависит его образа жизни, 20% определяет наследственность, 20% — окружающая среда, и 10 % — уровень здравоохранения.
Общественное здоровье — это интегрированный уровень общественного прогресса, характеризующий общество в целом с позиции здоровья населения, социального, культурного и экономического благополучия.
Здоровый образ жизни — это такие способы активной социальной деятельности людей, которые в максимальной и непосредственной степени укрепляют здоровье при наличии благоприятных материальных и общественных условий.
Управление формированием здорового образа жизни — это комплекс организационно- исполнительных действий общества, органов власти на местах и сектора здравоохранения направленных:
— на достижение эффективности программ управления поведенческими рисками, формирование культуры и этики здоровья ;
— на формирование здорового образа жизни через систему неприрывного гигиенического образования населения и в профессиональных, особенно управленческих, группах всех секторов общества ;
— на профессиональное сопровождение пропаганды здоровья в средствах массовой информации;
— на организацию и проведение индивидуального и группового консультирования по вопросам здоровья;
— на целевую работу с общественным движением в поддержку здоровья.
2. Нормативные документы:
2.1 Государственные ( республиканские ) Программы, Планы.
— Соглашение между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 .06.2003г.
— План по реализации отдельных мероприятий Государственной программы комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанными с ними правонарушениями в РБ на
— Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011 −2015г.
2.2. Декреты Президента Республики Беларусь:
— № 1 от 11.03.2004г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»
— № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий».
2.3. городские программы:
2.4 Решения Межведомственного координационного совета формированию здорового образа жизни населения г. Могилева .
3. Рекомендуемые мероприятия:
Формирование здорового образа жизни на сегодняшний день имеет не маловажное значение. Возрастающий уровень требований к сотруднику организации на профессиональном уровне не возможен без создания благоприятных условий для укрепления и поддержания его здоровья.
Организация профилактических мероприятий может организовываться по следующим направлениям:
- Работа с сотрудниками учреждений физкультуры и спорта;
- Работа с населением;
1.Приказом по учреждению назначается куратор проблемы здорового образа жизни, в должностные инструкции вносятся обязанности по данному направлению работы.
2. Формируется подборка информационно-просветительских материалов по проблеме здорового образа жизни, собственных наработок по данной проблеме.
3.Создание нормативной базы документов по вопросам ФЗОЖ;
4. Планирование мероприятий по ФЗОЖ.
5. Анализ заболеваемости работников учреждения;
6. Информация о количестве неполных семей, многодетных, семей, воспитывающих детей инвалидов, неблагополучных семей.
7. Проведение социологических исследований ;
8. Оформление информационных стендов.
9.Проведение тематических мероприятий.
10. Информационная работа.
11.Взаимодействие с другими ведомствами и организациями по вопросам ФЗОЖ;
12.Выполнение Декретов Президента Республики Беларусь:№ 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий».
13. № 1 от 11.03.2004г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
14. Создание системы поощрения работников, мотивирующих их к отказу от вредных привычек, мотивирующих вести здоровый образ жизни.
- Санаторно — профилактическое оздоровление работающих.
Создание нормативной базы документов по вопросам ФЗОЖ.
- Наличие копий действующих государственных программ, региональных программ, комплексных планов по вопросам ФЗОЖ , решений межведомственного координационного совета по формированию здорового образа жизни. Наличие локальных нормативных документов по вопросам ФЗОЖ.
Планирование мероприятий по ФЗОЖ .
- Ежегодный план комплексных мероприятий по ФЗОЖ. В плане должны быть определены: цели, задачи, направления работы и комплекс мероприятий на год. Планирование работы осуществляется с учетом приоритетных направлений ФЗОЖ, определяемых ежегодно городским межведомственным координационным советом по формированию здорового образа жизни населения города. В плане должны быть следующие разделы:
- организационно — методические мероприятия (заслушивание вопросов по ФЗОЖ на совещаниях при руководителе, проведение семинаров. создание и организация работы секций, клубов, кружков и т.д. )
- информационная работа по ФЗОЖ
проводится в
1.информирование сотрудников учреждения по вопросам сохранения и укрепления здоровья (проведение встреч со специалистами учреждений здравоохранения).
2. информирование населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья (информационные стенды, проведение тематических мероприятий, выставки, конкурсы и т. д.)
- Организация и проведение тематических мероприятий по ФЗОЖ для населения города :
( массовые спортивно- профилактические мероприятия )
- Взаимодействие с другими ведомствами и организациями по вопросам ФЗОЖ;
Работа профсоюза по ФЗОЖ
- ( Предоставление
1-го дня для прохождения медосмотров работникам организации с сохранением заработной платы, поощрение работников, ведущих ЗОЖ ( колдоговор), поощрение активистов — участников соревнований, конкурсов и т.д., приобретение абонементов в бассейн, санаторно-оздоровительное лечение и т.д.) - Анализ заболеваемости работников организации;
- Информация о количестве неполных семей, многодетных, семей, воспитывающих детей инвалидов, неблагополучных семей.
- Организация целенаправленной работы с неблагополучными семьями, многодетными и неполными семьями ( семьи работников учреждения).
Проведение социологических исследований.
- Проведение простых социологических исследований методом анонимного анкетирования среди работников и населения по вопросам распространения вредных привычек, здорового образа жизни.
- Участие в городских, областных, республиканских социологических исследованиях по вопросам здоровья.
Информационная работа.
- Создание в учреждении постоянно действующей системы информирования и обучения работников и населения в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
- Использовать максимальное количество средств передачи информации: ( радио, газета, наглядная информация, видеопоказы, выставки и т.д. );
- Проведение лекций, дискуссий, ток-шоу, вечеров «вопросов и ответов» и т.д. с привлечением специалистов лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических учреждений, а также других ведомств.
- Выяснение мнения сотрудников организации и населения о проводимой работе по ФЗОЖ (предложения, выявление недостатков) посредством организации работы информационного ящика.
- Оформление информационных стендов.
Организация и проведение спортивно — профилактических мероприятий
- Широкий спектр спортивных мероприятий
Взаимодействие с другими ведомствами и организациями по вопросам ФЗОЖ;
- Взаимодействие с представителями Белорусской Православной Церковью по вопросам духовно- нравственного здоровья. Организовывать встречи с представителями Белорусской Православной Церкви по формированию духовно-нравственных ценностей (в рамках соглашения РБ И БПЦ от 12.06. 2003г)
- Взаимодействие с территориальным медицинским учреждением по информационной работе с работниками предприятия по вопросам ФЗОЖ.
- Взаимодействие с другими ведомствами и организациями по вопросам ФЗОЖ.
- Наличие согласованных планов работы.
Выполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.02 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий».
- Наличие запрещающих курение надписей;
- Оборудование мест для курения в соответствии с нормами (кроме учреждений образования, ЛПУ);
- Проведение информационной работы (лекции, дискуссии и т.д);
- Организация и проведение акций по отказу от курения;
- Премирование работников, бросивших курить.
- Принятие мер дисциплинарного воздействия за курение в запрещенных местах .
Выдержка из декрета президента РБ от 17 декабря 2002 г. N 28.
3.16. курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с настоящим Декретом запрещено, — влечет наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,5 базовой величины;
Выдержка из положения о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий.
38.Запрещается курение (потребление) табачных изделий, за
исключением мест, специально предназначенных для этой цели:
— в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
— на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;
— в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
— на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
— во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.
39. Индивидуальные предприниматели или юридические лица, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), указанные в пункте 38 настоящего Положения, создают (выделяют) на этих объектах специально предназначенные для курения места и оборудуют их в соответствии с требованиями, установленными Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством здравоохранения.
О требованиях к специально предназначенным местам для курения.
1. Установить, что к специально предназначенным для курения местам предъявляются следующие требования:
1.1.отделка ограждающих конструкций (полов, стен и перекрытий) в
помещениях должна быть выполнена из негорючих материалов;
1.2.не допускается размещать мягкую мебель;
1.3 могут располагаться смежно с туалетными комнатами, залами ожидания и быть общими для мужчин и женщин, но не быть проходными;
- 1.4 должны иметь отдельную систему вентиляции с кратностью воздухообмена 10 куб.м /час и выводящую воздух за пределы здания без его рециркуляции;
- 1.5 температура воздуха в холодный период года должна быть не ниже 16 град. С;
- 1.6 должны обозначаться соответствующими знаками по ГОСТ
12.4.026-76 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности», оборудоваться урнами (пепельницами) из негорючих материалов не менее чем на 1/3 заполненными водой и обеспечиваться первичными средствами пожаротушения (огнетушитель или ящик с песком).
2. Запретить размещать специально предназначенные для курения места:
2.1. в туалетных комнатах;
2.2. в помещениях категорий по взрывопожарной и пожарной
опасности А, Б, Bl — В4 и ближе 30 метров от наружных установок
категорий по взрывопожарной и пожарной опасности Ан, Бн, Вн согласно
нормам пожарной безопасности Республики Беларусь «Категорирование
помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной
опасности. НПБ
2.3 во взрывоопасных и пожароопасных зонах согласно правилам уст ройства электроустановок;
2.4 на путях эвакуации (лестничных клетках, коридорах) из зданий и сооружений;
2.5. на территориях, в зданиях и сооружениях организаций
независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в
которых курение и проведение огневых работ не допускается
требованиями технических нормативных правовых актов системы
противопожарного нормирования и стандартизации Республики Беларусь. В
указанных местах должны быть вывешены соответствующие запрещающие
знаки по ГОСТ
3. Индивидуальные предприниматели или юридические лица, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), указанные в пункте 38 Положения о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. N 28, обязаны определить специально предназначенные для курения места и оборудовать их в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления.
Работа по реализации Директивы Президента Республики Беларусь № 1 от 11.03.2004г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» и плана мероприятий по реализации Государственной программы национальных действий по -предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на
- создание комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом — совет профилактики (приказ);
- проведение рейдовых проверок по выявлению лиц в состоянии алкогольного опьянения на территории учреждения;
- проведение заседаний комиссии при поступлении сообщений из медвытрезвителя, ОВД ( Принятые меры);
- увольнение в связи с нахождением работников в состоянии алкогольного опьянения на работе;
- размещение информации по профилактике пьянства среди работающих на стенде «ЗОЖ» (о рассмотренных советом профилактики вопросов на стенде ( Ф.И.О. уволенных за пьянство и т.д.);
- проведение предрейсовых проверок водителей;
- Информационные выступления сотрудников РОВД, врачей-наркологов;
- показ фильмов по профилактике пьянства, табакокурения, принципам ЗОЖ;
- Постоянное выявление среди работающих групп повышенного риска злоупотребления алкоголем.
- Содействие в организации лечения от алкогольной зависимости на разных ее стадиях и разными методами, в том числе по настоянию человека.
Создание системы поощрения работников, мотивирующих их к отказу от вредных привычек, мотивирующих вести здоровый образ жизни .
- Коллективный договор.