Востребованность так называемых автобусов-гармошек, способных вместить до 200 пассажиров, в Могилеве будет возрастать. Такой прогноз делают транспортники в связи со строительным бумом в городе — расширяются новые микрорайоны, растет пассажиропоток. Автобусный парк № 1 Могилева в следующем году собирается закупать у Минского автомобильного завода автобусы особо большой вместимости. А еще автопарк запустил новый цех, и теперь ремонт тех самых гибких сочленений в имеющихся автобусах-гармошках обходится предприятию вдвое дешевле.

Молодой специалист Никита Слепенков в этом году с отличием окончил Могилевский государственный машиностроительный колледж и пришел в автобусный парк № 1 Могилева на свое первое рабочее место. Сразу в новый цех, где производят те самые гармошки для автобусов. Парень поступил на заочное отделение в БНТУ. Говорит, чтобы быть профи в своем деле, надо приручить все инструменты, и демонстрирует, как освоил новое оборудование — клепальный аппарат:

— Сшитые нашими швеями сегменты мы скрепляем алюминиевыми профилями — действительно похоже на меха гармони. Где‑то 600 заклепок нужно закрепить надежно, ведь это очень важная часть автобуса, позволяющая ему маневрировать.

Автобусы‑гармошки на техническом языке называются сочлененными. Таких в могилевском автопарке № 1 около 70, в каждом четвертом гармошка изношена. Купить импортные слишком дорого, в республике их выпускает минское предприятие, но объемов хватает только для ремонта столичных автобусов. Это и побудило могилевский автопарк создать собственное производство. Первый заместитель директора — главный инженер Могилевского филиала Автобусный парк № 1 ОАО «Могилевоблавтотранс» Александр Булочкин отмечает, что себестоимость своего продукта, по предварительным подсчетам, в два с лишним раза ниже покупного:

— Отремонтировали пустовавшее помещение, закупили оборудование, переняли опыт у столичных коллег — и вот уже в работе третье изделие. Один автобус с обновленным гибким сочленением на маршруте, еще один скоро выйдет из ремонтного цеха, третий — в работе. Это длительный процесс: пока у нас уходит недели четыре от момента раскроя до монтажа на машину. Но когда швеи и слесари набьют руку, то планируем в месяц делать апгрейд уже двух машин.

Швеи Валентина Парфенова и Ольга Гуринова раньше шили спецодежду для работников автопарка и чехлы для сидений в автобусах, теперь осваивают масштабный крой.

— Это тентовая ткань, как на фурах, — демонстрирует Валентина. — Сначала нужно раскроить 180 деталей, а затем сшить их между собой попарно. Швейная машинка специальная — для тяжелых тканей.

Следующий этап — за слесарями Никитой Слепенковым и его опытным коллегой Иваном Дикевичем. Никита поясняет, что принцип крепления этой гибкой части напоминает карниз со шторами, и показывает уже смонтированное на автобусе изделие.

— У моего отца автосервис, я там всегда подрабатывал и пристрастился к машинам, — говорит Никита. — Сегодня на рынке труда слесари, сварщики и другие рабочие специальности востребованы как никогда. В наших автобусах много электроники, поэтому автослесарь сегодня — это технарь, владеющий большим количеством компетенций.

Недавно в автопарке создали сервисный центр с новыми рабочими местами для обслуживания не только автобусов, но и других машин производства МАЗ. Сотрудники центра постоянно повышают квалификацию, проходят обучение, в том числе в «Великом камне». Предприятию нужны молодые мотивированные кадры, подчеркивает начальник производства Антон Кузнецов:

— Во время недавней встречи со студентами вузов Витебской области Глава государства говорил, что инженерные и рабочие специальности необходимо поднимать на самый высокий уровень, потому что это стратегически важно для национальной экономики. Я состою в общественном объединении «Патриоты Беларуси». Считаю, что патриотизм — это не просто гордость за свою историю, а вовлеченность в жизнь государства, желание привносить вклад в развитие страны. И молодежь надо привлекать на новые производства, требующие знаний передовых технологий и креативности.

За последний год парк автобусов здесь заметно обновился: почти 20 машин уже выехали на городские маршруты, до конца года поступят еще 13. Повышенный комфорт, экологичность и ремонтопригодность — транспортники отмечают плюсы автобусов белорусского производства нового поколения. А чтобы их техническое обслуживание и ремонт проводились без задержек и переплат, в могилевском автопарке делают ставку на собственное производство и сервисный центр.

sb.by