Электрокары приобретают популярность в мире, причем не только легковые, но и грузовые. Все больше крупногабаритных машин меняют двигатели внутреннего сгорания на электромоторы. Не исключение и Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова, где реализуется инвестиционный проект по производству электрической версии горнодобывающей техники. Об этом наш разговор с директором предприятия Александром Моничем.

С места – в карьер

Если не вдаваться в технические подробности, то суть проекта заключается в оснащении автосамосвалов «БЕЛАЗ» грузоподъемностью от 90 тонн и выше комплексами, преобразующими электрическую энергию в механическую. Попросту говоря, речь идет о работе горнодобывающей техники на электроприводе.

– Принято решение реализовывать этот инвестпроект на площадях цехов производства сварных конструкций бывшего завода «Строммашина». Под это уже есть планировочное решение, – говорит директор филиала ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова» Александр Монич. – Сегодня основные узлы комплекса – тяговые асинхронные двигатели и генераторы – в основном закупаются в России. Чтобы максимально в части импортозамещения локализовать сборку наших самосвалов в Беларуси, и было принято решение о создании такого производства.

По словам Александра Монича, конструкторская документация на изготовление одного из видов комплекса уже есть. Первые образцы планируется изготовить в этом году. Затем пройдут стендовые испытания. И после доработки конструкторская документация будет отправлена в головной офис «БЕЛАЗа».

Планируется высокорентабельное, высокотехнологичное производство со 150-ю высококвалифицированными сотрудниками, которые будут создавать качественный продукт.

Такие «электрички» имеют ряд преимуществ перед машинами с двигателем внутреннего сгорания. Экологичность: отсутствие выхлопов в условиях работы под землей – это большой плюс для шахтеров в случае, если забарахлит вентиляция. Энергоэффективность: коэффициент полезного действия двигателя внутреннего сгорания составляет обычно 40 % с небольшим, а у электропривода до 90 %. Да и стоимость пробега километра у электромобиля в несколько раз дешевле, чем на дизельном или другом топливе. Кроме этого, машина оснащена системой рекуперации энергии торможения, что позволяет уменьшить энергопотребление и повысить эффективность электрического привода.

Под крылом автозавода

Напомним, что в полку автозаводчан прибыло, когда в коллектив влилось более 500 работников бывшего завода «Строммашина».

В прошлом году из-за банкротства предприятия его территория с цехами и технологическим оборудованием с согласия Президента Республики Беларусь была условно разделена на две части, одна из которых отошла могилевскому филиалу «БЕЛАЗа», другая – выставлена на продажу с аукциона. При этом жодинский автозавод взял на себя определенные обязательства. Во-первых, организовать на приобретенных площадях производство кузовов карьерных самосвалов и иных видов продукции. Но главным условием сделки было сохранение трудового коллектива «Строммашины» с выплатой работникам заработной платы.

По словам Алесандра Монича, эти условия были выполнены и даже с лихвой.

– Ведется серьезная работа по возобновлению производства традиционной продукции «Строммашины» – оборудования для изготовления железобетонных изделий. И мы уже начали отгружать ее потребителю. Помимо организации сварочного производства, ведется работа по созданию механосборочного цеха, где также будут трудиться строммашевцы.

Санкции, принципы, планы

Не преминули поговорить с директором автозавода и о санкционном давлении извне, принципах работы, планах на ближайшее будущее.

Что касается первого, то Белорусский автомобильный завод находится под персональными санкциями с 2021 года. Но предприятие и его филиалы в различных регионах страны состоялись в части работы с ограничениями.

– Мы адаптировали нашу сбытовую политику к ограничительным мерам. Это позволило увеличить объемы экспортных поставок нашей продукции не только в Российскую Федерацию и страны СНГ, но и в государства «дальней дуги». Мы постоянно совершенствуемся и ориентируемся, тем более в Год качества, на требования наших заказчиков. И недаром наш слоган звучит так: «Качество – это когда возвращается потребитель, а не продукция» (Кстати, этот слоган размещен в одном из цехов завода. Вот вам и принцип работы. – Прим. автора).

Планы работы автозавода на ближайшее будущее весьма серьезные.

– Мы завершаем строительство малярного комплекса и откроем его в ближайшее время. На предприятии грядет масштабная модернизация, которая коснется не только литейного производства, но и других направлений. Прорабатывается вопрос о строительстве испытательного полигона на площадях нашего автозавода. У нас разработана стратегия развития до 2030 года, где все четко прописано. Планы грандиозные, но мы знаем, что делать, куда двигаться и знаем как, – подытожил Александр Монич.

Сергей Карпеков, «ВМ»