Киберзависимость у детей: лечить нельзя запрещатьПсихическая зависимость — состояние, при котором человек уже не принадлежит себе полностью, а находится во власти какой-либо страсти, то есть термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие к чему-либо. Различают зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм) и «нехимическую» — к азартным играм, еде, сексу и пр.

Термин «компьютерная» или «киберзависимость» определяет патологическое пристрастие человека к проведению всего свободного времени за компьютером ради развлечения. Все интересы «компьютерных фанатов» сводятся лишь к удовлетворению:
— игровой зависимости (стрелялки и стратегии или онлайновые азартные игры);
— киберсексуальной зависимости — непреодолимого влечения к просмотру порносайтов;
— неодолимого пристрастия к виртуальному общению;
— навязчивого веб-серфинга — бесконечный поиск новой информации не ради самой информации, а ради праздного любопытства.

Чтобы определить, есть ли у ребёнка компьютерная зависимость, можно предложить ему пройти краткий тест:
— предвкушает ли он заранее удовольствие от скорого вхождения в Интернет или компьютерной игры?
— хочется ли ему подольше задержаться и Интернете или продлить удовольствие от компьютерной игры?
— бывали ли у него нервные срывы, когда он решился на сегодня отказаться от компьютера ради выполнения домашних заданий, но не устоял?
— чувствует ли он себя угрюмым, угнетённым или раздражённым после долговременного нахождения за монитором компьютера?
— способен ли он помимо своего желания нагрубить человеку, который хочет оторвать его от компьютера?
— случалось ли ему лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Интернете?

Специалисты отмечают, что наличие пяти положительных ответов — тревожный звоночек, который подтверждает киберзависимость у ребёнка.

Помимо теста, есть ещё ряд физических проявлений интернет-зависимости:
— повышение настроения или даже эйфория во время работы за компьютером;
— невозможность оторваться от развлечения с постоянным нарастанием количества времени, проводимого за компьютером;
— проблемы с учёбой (интересует только то, что связано с компьютером).
Киберзависимость отрицательно влияет и на физическое развитие ребенка:
— синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
— сухость в глазах;
— головные боли по типу мигрени;
— боли в спине;
— расстройства сна.

Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются также общим истощением организма от хронической усталости, потому что «РС-фанаты» пренебрегают сном и отдыхом. Эйфория, вызванная играми или пребыванием в Интернете, может маскировать усталость, что становится причиной ещё большего утомления организма. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей. Как с наркотической зависимостью, когда с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается, так и с каждым часом компьютерной игры зависимость от неё усиливается, и вскоре ребёнок вообще не может и дня прожить без компьютера, отдавая ему все свободное время.
-то время даже изолировать его от окружающего мира.

Наименее опасны так называемые аркадные игры с простой графикой и звуком. Они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело — ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. Большую опасность представляют и «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребёнка и стать причиной чрезмерной агрессивности, проявляющейся в антисоциальном поведении.

Киберзависимость у детей обычно не развивается в гибельную необратимую зависимость. По мере взросления приходят другие интересы, и нездоровое увлечение компьютером отходит на второй план, а потом и совсем пропадает. В единичных случаях киберзависимость перерастает в увлечение программированием, что становится профессией на всю жизнь. Опасность киберзависимости для детей — в другом.

Мгновенное бегство в виртуальный мир, в котором ребёнок чувствует себя намного комфортней, чем в реальной жизни, создаёт угрозу для его успешности в будущей взрослой жизни, потому что самое продуктивное время для учения и развития ребёнка он жертвует компьютеру. Помочь избавиться от желания сбежать из реального мира должны в первую очередь родители. Понимание, поддержка и эмоциональный контакт с зависимым ребёнком необходим.

Лечение компьютерной зависимости — сложная проблема, которая требует согласованной работы специалистов различных областей медицины и родителей. В случаях неэффективности психотерапии или отсутствия возможности её проведения, в целях лечения компьютерной зависимости может быть использован даже гипноз.

Чтобы этого избежать, родители должны поддержать ребёнка и помочь ему самому разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неразумно критиковать, грозить и запрещать. Это может только углубить проблему и отдалить ребёнка от родителей. Нужно постараться в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, он с большей уверенностью будет следовать советам старших и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. В первую очередь следует ограничивать доступ детей к играм, основанным на насилии. Но категорический запрет безо всяких объяснений только увеличит интерес ребёнка к этой информации — запретный плод сладок. Желательно разнообразить круг его интересов и занятий (спорт, турпоездки или различные виды технического творчества и искусства).

Министерство здравоохранения Республики Беларусь