На базе средней школы № 5 в Могилёве состоялся семинар по теме: «Основные аспекты деятельности учреждения образования по профилактике и предупреждению детских, молодёжных суицидов, жестокого обращения (насилия) в отношении детей в семьях, аддиктивного поведения у несовершеннолетних, вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры».

Представители КДН и ИДН, сотрудники Могилёвского областного наркологического диспансера и Могилёвского областного психоневрологического диспансера напомнили классным руководителям, психологам и социальным педагогам как работать с детьми, находящимися в группе суицидального риска. Беларусь относится к странам с высоким уровнем суицидов. И иногда, чтобы избежать трагедии, нужно просто внимательно посмотреть вокруг.

Суицидальными факторами могут стать эмоциональные изменения в поведении. Стоит обратить внимание, если активный и любознательный ребёнок стал замкнутым и мрачным. Или наоборот. Внешний вид тоже может дать подсказку о душевных страданиях ребёнка.

Однако это может свидетельствовать и о других проблемах. Например, насилие в семье. Как отметила заведующая отделом поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей ГУО «Социально-педагогический центр Октябрьского района г.Могилёва» Тамара Козыро, насилие — это не только физическое воздействие. Это не только видимые на теле синяки и ссадины. Потому что психологическое насилие не заметишь на теле.

Насилие бывает нескольких видов:
психическое (эмоциональное);
физическое;
сексуальное насилие или совращение;
пренебрежение интересами и нуждами ребёнка.

Сейчас школа и её работники отвечают за всё: образование, воспитание, состояние детей, их моральное и психическое здоровье. Однако нельзя снимать ответственность с родителей. Ведь всё начинается в семье. И хорошее, и плохое. Чтобы дети были в безопасности, счастливы и здоровы необходимо совместное взаимодействие всех «винтиков»: классные руководители, родители, врачи, психологи и представители органов внутренних дел. Ведь каким бы взрослым и самостоятельным не казался подросток — он всё ещё ребёнок. И взрослые обязаны создать ему комфортную и безопасную жизнь.

Для того чтобы узнать, что происходит с вашим ребёнком, вовсе не обязательно быть профессиональным психологом. С детьми нужно говорить. И говорить не с высоты собственного возраста. С детьми нужно говорить на их уровне, понятным им языком, а не заумными фразами. Ведь всё, что вы скажете им в 15 лет, они будут вспоминать, когда им станет 30 и больше.

Анастасия Гузовская