Получение согласия антимонопольного органа

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон) юридические лица в случаях, установленных Законом, обязаны получить согласие антимонопольного органа.

Так, например, такое согласие необходимо при реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, в форме преобразования в акционерные общества.

Кроме того, указанное согласование осуществляется в случаях:

  • реорганизации коммерческих организаций в форме слияния и присоединения;
  • создания коммерческих организаций, если вкладом в ее уставный фонд служат акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации или создаваемая коммерческая организация приобретает акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса;
  • создания объединений хозяйствующих субъектов в форме холдингов, ассоциаций, союзов, государственных объединений.

Однако согласие антимонопольного органа в вышеназванных случаях необходимо при наличии хотя бы одного из следующих условий:

  • балансовая стоимость активов одной из реорганизуемых коммерческих организаций, одного из учредителей создаваемой коммерческой организации, являющегося юридическим лицом, создаваемых объединений хозяйствующих субъектов, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления в антимонопольный орган, превышает сто тысяч базовых величин;
  • объем выручки одной из реорганизуемых коммерческих организаций, одного из учредителей создаваемой коммерческой организации, являющегося юридическим лицом, создаваемых объединений хозяйствующих субъектов от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году реорганизации, создания, превышает двести тысяч базовых величин;
  • один из названных субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий.

Выдача документа о согласии антимонопольного органа является административной процедурой и осуществляется в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (подпункты 2.3, 2.5 и 2.71 пункта 2 единого перечня).


Об изменениях в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»

26 января 2016 г. вступают в силу изменения и дополнения, внесенные в Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ» (далее — Закон).

Основными нововведениями Закона являются:

  • возможность создания хозяйственного общества одним участником;
  • возможность заключения акционерных соглашений (договоров об осуществлении прав участников ООО), позволяющих акционерам (участникам) устанавливать дополнительные (по сравнению с законодательством) права и ограничения друг для друга, связанные с управлением обществом, его созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией;
  • дополнительные обязанности исполнительного органа общества при подготовке к годовому общему собранию участников (акционеров);
  • уточнение понятия сделки, совершаемой при обычной хозяйственной деятельности и др.

В этой связи полагаем необходимым обратить внимание на следующие моменты:

  • решения хозяйственного общества с одним участником оформляются не протоколами, а решениями этого участника;
  • хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника;
  • хозяйственное общество с одним участником может быть преобразовано только в хозяйственное общество другой формы или другого вида либо в унитарное предприятие;
  • ликвидация юридического лица-единственного участника хозяйственного общества влечет ликвидацию самого общества;
  • учредителями юридических лиц, образовавшихся в процессе выделения из хозяйственного общества, могут быть только реорганизованное общество (или) его участники;
  • в случае принятия хозяйственным обществом решения об уменьшении уставного фонда последнее в течение тридцати дней с даты принятия такого решения обязано письменно уведомить кредиторов общества об уменьшении уставного фонда и о его новом размере либо разместить данную информацию в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси».

В соответствии со статьей 3 Закона хозяйственные общества, зарегистрированные до вступления его в силу (т. е. до 26.01.2016), при первом после вступления в силу внесении изменений и (или) дополнений в свои уставы обязаны привести их в соответствие с данным Законом.

До приведения в соответствие с Законом уставы хозяйственных обществ действуют в части, не противоречащей данному Закону.

В случае, если изменения и (или) дополнения, вносимые в уставы хозяйственных обществ, будут связаны только с их приведением в соответствие с Законом, согласно подпункту 8.2 пункта 8 статьи 257 Налогового кодекса Республики Беларусь хозяйственные общества освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию таких изменений и (или) дополнений.


О деятельности садоводческих товариществ

Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 2015 г. № 323 (далее — Указ № 323), вступающим в силу с 16 января 2016 г., внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ».

Основными нововведениями Указа № 323 являются:

  • конкретизируется норма, позволяющая местным исполнительным и распорядительным органам изымать земельные участки в случае, если граждане, которые приобрели такие земельные участки по договорам купли-продажи, дарения и иным не противоречащим законодательству способом, в установленном порядке не зарегистрировали свои права на эти земельные участки;
  • устанавливается право проведения общего собрания в заочной форме (опросным путем), а также порядок его проведения;
  • председатель правления и казначей садоводческого товарищества могут быть избраны и не из числа членов садоводческого товарищества;
  • устанавливается, что члены товарищества вносят членские взносы в равном размере вне зависимости от размеров земельных участков, землепользователями которых они в товариществе являются.

Обращаем внимание, что садоводческие товарищества, зарегистрированные до вступления в силу Указа № 323, при первом после вступления в силу внесении изменений и (или) дополнений в свои уставы обязаны привести их в соответствие с данным Указом и представить в регистрирующие органы документы для их государственной регистрации.

Уставы садоводческих товариществ до приведения их в соответствие с Указом № 323 действуют в части, не противоречащей данному Указу.

В случае, если изменения и (или) дополнения, вносимые в уставы садоводческих товариществ, будут связаны только с их приведением в соответствие с Указом № 323, согласно подпункту 8.2 пункта 8 статьи 257 Налогового кодекса Республики Беларусь садоводческие товарищества освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию таких изменений и (или) дополнений.