Могилевский городской исполнительный комитет

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Russian Belarusian English

Информация КГК

В Комитет государственного контроля поступает информация в отношении проведения работниками общественных объединений, иных организаций мероприятий (мониторинга, иных мероприятий), направленных на поиск клиентов для прохождения платных обучающих курсов, семинаров.

В этих целях работники таких организаций целенаправленно проводят мониторинги объектов торговли и в случае обнаружения товаров с истекшим сроком годности взамен сокрытия информации о выявленных нарушениях и передачи ее в уполномоченные органы понуждают продавцов, иных работников торговых объектов подписывать договоры на участие в проводимых ими платных семинарах.

При этом в ряде случаев данная деятельность осуществляется с применением шантажа и иных противоправных методов.

В частности, по информации представителей торговых объектов, а также информации, размещенной в глобальной сети Интернет, в ряде случаев просроченные товары были «подброшены» либо специально изъяты из прилавков, пока время реализации их еще не истекло, и предъявлены продавцам после его истечения.

В соответствии с уставами ряда организаций (ООО «Потребительский экспресс», ООО «Потребительская поддержка», ООО «Потребительская опора», ООО «Потребительский шанс» (зарегистрированы в г.Минске) одной из основных задач их деятельности является осуществление мониторинга соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, выявление фактов нарушений и направление указанной информации в уполномоченные государственные органы.

При этом в ряде случаев такие организации свою деятельность проводят под видом проверки и выдают себя за проверяющих.

Так, посещая торговые объекты, сотрудники ООО «Амерта Грант», ООО «Потребительская грамотность», ООО «Информационный просветительский центр потребителя», Общественное объединение «Потребитель», ООО «Потребительская корзина» внесли информацию о проведении «внеплановых проверок» в книги учета проверок.

В соответствии с подстрочным примечанием 1 к пункту 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.1.2009 №510 (далее - Указ №510) под контролирующими (надзорными) органами понимаются государственные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля (надзора).

В соответствии с частью третьей пункта 1 Указа №510 контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если этот орган включен в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный данным Указом.

Названные организации контролирующими (надзорными) органами не являются. Проведение ими проверок и мониторингов является неправомерным.

Своими действиями такие организации порочат контрольную (надзорную) деятельность, которая на сегодняшний день либерализирована, и вызывает негативную оценку в обществе.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь ОТ 06.09.2016 №702 (далее – Положение) основными задачами Министерства антимонопольного регулирования и торговли является проведение работы по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений прав потребителей, сотрудничество с общественными объединениями по защите прав потребителей; обобщение и анализ практики применения законодательства в области торговли, о защите прав потребителей и в установленном порядке внесение в Совет Министров Республики Беларусь предложений о его совершенствовании; координация деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в области регулирования торговли, защиты прав потребителей; осуществление контроля за соблюдением законодательства в области торговли, защиты прав потребителей.

При этом согласно пункту 11 Положения для всестороннего обсуждения проблем в области торговли, защиты прав потребителей и выработке предложений, рекомендаций по их решению в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли могут создаваться комиссии, группы.

Согласно статье 41 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполкомы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, принимают меры по защите прав потребителей, создают условия для обеспечения граждан услугами торговли, обеспечивают осуществление на соответствующей территории контроля за соблюдением законодательства, осуществляют разъяснение вопросов применения законодательства, относящихся к компетенции органов местного управления и самоуправления.

В целях пресечения неправомерных действий соответствующих организаций, недопущения незаконного вмешательства в деятельность торговых объектов, исключения понуждения к заключению договоров на оказание платных услуг организовано проведение информационно-разъяснительной и профилактической работы, направленной на изменение сложившейся ситуации.