В Могилевской области к концу года официально заработает региональный IT-кластерЦель реализации инициативы по формированию кластера, в который войдут вузы, IT-компании и ряд промышленных предприятий Могилевской области, — развивать образование, внедрять инновации в производство и эффективно продвигать регион на внутреннем и внешнем рынках.


Первые шаги

В роли координатора IT-кластера выступило созданное при комитете экономики облисполкома Могилевское агентство регионального развития. Его директор Евгений Якимов рассказал о начальном этапе выстраивания таких партнерских отношений:

— При создании нашего агентства одной из задач и было развитие IT-отрасли в области. В Могилеве в кластер уже готовы войти три вуза, которые обучают программистов, и ряд IT-компаний и промышленных предприятий. Мы предварительно провели совместные конференции и круглые столы, проанализировали запросы всех сторон и перспективы, которые появятся в результате сетевого взаимодействия. До конца года кластер оформят юридически. Агентство в качестве координатора будет информировать о вакансиях, разработках компаний и вузов, возможностях повысить квалификацию, вести профориентационную работу.

В команде участников будущего кластера уже есть первые результаты. В Белорусско-Российском университете, который является базовым вузом в регионе по подготовке специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий, открыли IT-лабораторию «Точка роста», где на тренингах могут обучаться не только студенты, но и все желающие. В ближайшее время пройдет пятый набор. БРУ в год выпускает около 100 программистов. Между тем IT-компании готовы трудоустроить у себя и больше, но при условии, что они будут владеть их программным языком и заточены под их специфику.

Запросы рынка

Без модернизации IT-образования готовить специалистов, востребованных на рынке труда, классический вуз сегодня уже не в состоянии, считает декан электротехнического факультета БРУ Сергей Болотов:

— Наши преподаватели руководствуются утвержденным типовым учебным планом, а вузовский компонент, где можем гибко подстраиваться под сегодняшние запросы IT-рынка, незначительный. В последние годы мы стали тесно сотрудничать с могилевскими IT-компаниями: наши студенты и преподаватели проходят у них стажировку, а их сотрудники читают у нас лекции. В одной такой компании создан филиал нашей кафедры. Преподавателей нужно мотивировать к непрерывному обучению IT-трендам, а также предпринимать шаги к тому, чтобы из-за диспропорции в оплате труда они не уходили в фирмы. Во время стажировок в IT-компаниях преподаватели вуза участвуют в разработках проектов и получают за это бонусы. Сегодня мы договариваемся о сотрудничестве с фирмами и предприятиями в индивидуальном порядке. От IT-кластера ожидаем, что он станет координатором при решении этих и других задач.

По мнению директора частной компании Михаила Прановича, который наряду с преподавателями в университете читает студентам лекции, в тандеме IT-компания — вуз — предприятие выигрывают все:

— Наш язык программирования — 1С: для работы с ним нужно пройти аттестационный экзамен и получить сертификат. В идеале выпускники должны быть уже готовыми специалистами, а для этого на первых курсах им необходимо определиться со специализацией. Сотрудничество компаний и вузов в рамках кластера позволяет отработать следующую схему подготовки молодых кадров: преподаватели вуза дают им фундаментальные знания, а мы — практики — обучаем под производственные нужды.

Начальник управления информационных технологий ОАО «Моготекс» Александр Степанов отмечает:

— Уже со второго-третьего курса студенты-программисты трудоустраиваются в IT-компании и на старте получают привлекательную зарплату. Но, например, наше предприятие не может предоставить молодым специалистам те же условия. В моем подразделении около 30 айтишников — программисты и бизнес-аналитики. Со всеми вузами города у нас заключены договоры о прохождении практики на нашем предприятии: мы закрепляем за студентами своих сотрудников, обучаем их своей специфике, присматриваем кадры для себя. И хотя, отработав по распределению и набравшись опыта, многие уходят на более высокие зарплаты, нам важно, чтобы хотя бы два года молодые специалисты трудились на предприятии с полной отдачей.

Благодаря кластеру на производствах рассчитывают усилить взаимодействие с вузами в плане подготовки специалистов. По словам Алексея Нестеренко, начальника управления по информационным технологиям ОАО «Могилевлифтмаш», студенты приходят к ним на практику на очень краткосрочный период и устроившемуся по распределению новичку нужен порой еще год, чтобы вникнуть в специфику работы IT-специалиста на промышленном предприятии:

— И если он не закрепится после обязательной отработки, что случается нередко, мы получаем от такого работника минимальный эффект. Надеемся, что кластер отработает систему, когда студенты еще во время учебы будут привлекаться для реализации целых проектов: у нас на заводе есть много интересных заданий для айтишников, но услуги IT-компаний — это слишком дорого. Хотелось бы, чтобы уже на старших курсах, а можно и раньше, определялись те, кто хочет работать именно в области экономики предприятия. Чтобы инициативные студенты предлагали пилотные решения для наших задач. Таким образом мы присматривали бы для себя специалистов. Что касается распределения, то даже год-два — это достаточный срок для выполнения IT-проекта. А дальше, чтобы удержать эффективных сотрудников, нужно ставить вопрос о повышении им зарплаты.

Одна из главных задач IT-кластера — выработать централизованную кадровую политику в интересах государства, которое вкладывает средства в образование, чтобы в выигрыше была экономика в целом, а не отдельные игроки на рынке.

Практический опыт

Перспективную модель IT-образо­вания отрабатывают и сами студенты БРУ. В перерывах между парами и после занятий они спешат в IT-лабораторию. На взгляд дилетанта — обычный кабинет, но для айтишников главное «железо», то есть компьютеры, их начинка: процессоры и видеокарты. Лаборатория начала работу с инициативы самих студентов — они собрали команду и стали разрабатывать компьютерные обучающие игры под заказ. Руководство вуза поддержало, приобрели нужные компьютеры.

Студент четвертого курса Сергей Ямщиков был одним из первопроходцев по развитию в своем вузе этого направления в программировании:

— Большинство наших студентов с первых курсов устраиваются в IT-компании. Но нам это было неинтересно: такие профессии, как тестировщик или кодер, будут нужны еще лет 10–20. Перспективное направление — нейросети. То, чем занимаемся мы — создание компьютерных игр, в нашем регионе практически вне конкуренции. Нас обучали старшие студенты, теперь мы сами проводим курсы — расширяем свою команду. Мы разработали на условиях хоздоговора пять игр для обучения школьников по безопасности жизнедеятельности и уже пару лет работаем над собственной игрой, которую надеемся выгодно продать. В планах открытие своей компании. Университет как источник фундаментальных знаний и площадка для установления социальных контактов нам очень полезен — именно здесь мы сформировали свою команду и определились с направлением деятельности. Но приходят в вуз ребята, которые стажируются в компаниях, и говорят: мы уже работаем по-другому. Если сегодня учеба, а завтра практика, то уже вчера знания устаревают. Обучаться и получать практические навыки важно параллельно.

В Могилевской области около 1000 субъектов хозяйствования осуществляют деятельность, связанную с информационными технологиями: создание сайтов, интернет-рекламы, обслуживание компьютеров и не только. Резидентов Парка высоких технологий в регионе более десяти.

«СБ»