Педагогическая диагностика трудностей в обучении

Трудности в учебе испытывает большинство детей, имеющих особенности психофизического развития. Одна из самых многочисленных категорий детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) — дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). По информации республиканского персонифицированного банка данных, дети этой категории составляют около 20% от общего количества детей с ОПФР.

В настоящее время дети школьного возраста с трудностями в обучении обучаются как в специальной общеобразовательной школе, так и в учреждениях образования общего типа (в специальных классах для детей с трудностями в обучении, в классах интегрированного обучения и воспитания).

Дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, обращают на себя особое внимание, поскольку особенности нарушений их психического развития поддаются коррекционным воздействиям, и поэтому усилия педагогов и психологов в первую очередь должны быть направлены на разработку адекватных и эффективных программ формирования и развития различных сторон психической сферы данной категории детей.

Педагогу (воспитателю учреждения дошкольного образования, учителю начальных классов) необходимо определить конкретные характеристики, подтверждающие затруднения детей в рамках требование к их подготовке.

Основной метод педагогической диагностики трудностей в обучении у ребенка — наблюдение. Педагог, наблюдая за усвоением учебной программы может заметить серьезные отставания от возрастной нормы. Например, даже в возрасте шести-семи лет у детей часто не сформированы дочисловые количественные представления, которыми ребенок обычно овладевает к четырем годам: умение целенаправленно преобразовывать (увеличивать, уменьшать, уравнивать) предметные множества, отражая выполняемые действия в речи, устанавливать отношения «больше — меньше — поровну». Подробнее познакомиться с тем, на что необходимо обратить внимание при выявлении трудностей в усвоении представлений о составе числа, арифметических действиях, можно в журнале «Пачатковая школа» № 12/2011, С. 40-42.

В том случае, если у ребенка выявлены трудности в обучении, вы направляете его на консультацию в государственное учреждение образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Запись на консультацию по телефону 26-37-26 по вторникам и четвергам с 8.00 до 17.00 (обед с 13.00 до 14.00).Если ребенку рекомендовано прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК), то учреждение образования, где обучается ребенок предоставляет психолого-педагогическую характеристику. В помощь педагогам предлагаем Памятку по написанию психолого-педагогической характеристики на обучающегося. (Приложение 1).

Дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, теоретически имеют хорошие прогнозы развития — у большинства из них возможно выравнивание развития к концу обучения в начальной школе. Как правило, им снимают диагноз при переходе в среднее звено. Реальная помощь учащимся в значительной мере зависит от качества проводимой коррекционной работы как на уроках, так и в процессе коррекционных занятий.

Гетманская Л. Г., методист Могилевского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Приложение 1
Памятка по написанию психолого-педагогической характеристики на обучающегося (для прохождения ПМПК)

Общие требования:

  • четкая структурированность сведений;
  • использование точных, грамотных определений и терминов;
  • научно-деловой стиль изложения;
  • отражение всех критериев развития ребенка;
  • личностно-ориентированный подход.

1. Общие сведения о ребенке:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • домашний адрес, номер контактного телефона;
  • краткие сведения о родителях (ф. и. о., место работы, должность); о других детях в семье (имя, год рождения).

2. Сведения о посещении учреждения образования:
Номер учреждения образования, когда поступил в учреждение образования; как проходила адаптация; какую помощь (учителя-дефектолога, педагога-психолога) получал; когда поступил в специальную, интегрированную группу (класс), заключение ПМПК (при наличии).

3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы:
— контактность (вступление в контакт со взрослыми, сверстниками, трудности, особенности контакта, отказ от контакта, избирательность и т. д.);
— эмоции (адекватные, яркие, неустойчивые, непредсказуемые, реакции на поощрение и порицание и т. д.);
— характеристика произвольности (самоконтроль, волевые усилия); отношение к школе, учебе.

4. Состояние двигательной сферы:
— общая моторика (движения точные, координированные, неуклюжие, особенности походки, часто падает, задевает предметы, двигательная расторможенность, малоподвижный и т. д.);
— мелкая моторика (умения пользования столовыми приборами, ручкой, карандашами, ножницами, штриховка, закрашивание, сила нажима при рисовании и т. д.);
— ведущая рука (правша, левша, амбидекстр);
— мимическая моторика (выразительная, слабо выраженная, лицо аммимично, выполнение движений бровями, глазами по подражанию и т. д.).

5. Познавательная деятельность:

  • внимание (устойчивость, распределение, переключаемость, объем);
  • пространственные представления (ориентировка в схеме собственного тела, в пространстве, на плоскости и т. д.);
  • временные представления (знание времен года, их основных признаков, последовательности, частей суток, дней недели, времени и т. д.);
  • память (умение запоминать новую информацию как вербального, так и невербального характера, способность запоминать стихи, тексты, воспроизводить их через некоторое время, запоминать последовательность предметов или картинок в ряду и т. д.);
  • мышление
  • принятие задачи (умение понять инструкцию и выполнить задание, требуется многократное (повторное) предъявление задания, упрощение инструкции, инструкция с показом и т. д.);
  • способы действия (силовые пробы, хаотичные действия с предметами, примеривание, целенаправленная проба, зрительное соотнесение);
  • преобладающая форма мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое);
  • характер деятельности (мотивация, целенаправленность, сосредоточенность, умение оценить результат деятельности, исправить ошибки, темп деятельности, работоспособность);
  • операционная сторона (анализ, синтез, обобщение, перенос, сравнение, упорядочивание и т. д.);
  • логические построения, суждение, умозаключения, установление причинно-следственных зависимостей.

6. Речевое развитие:
— импрессивная речь (понимание простых и составных инструкций, косвенных, альтернативных вопросов, предложно-падежных конструкций и т. д.);
— экспрессивная речь:

  • словарь (использование всех частей речи, правильность употребления слов, способность актуализировать слова, дифференциация близких по значению и звучанию слов и т. д.);
  • слоговая структура (пропуски, замены, перестановки звуков, слогов в словах, сложность доступных для воспроизведения слов и т. д.);
  • грамматический строй речи (в каких грамматических категориях допускает ошибки, характер ошибок, с примерами);
  • звукопроизношение (какие группы звуков нарушены, по какому типу);
  • связная речь (распространенность фразы, сложность используемых предложений, способность построить последовательный полный рассказ по картинкам, распространенность ответов на вопросы и т. д.);

— артикуляционный аппарат (особенности строения, подвижность, объем движений и т. д.);
— голосообразование и дыхание (сила и модуляция голоса, укороченность речевого выдоха и /или вдоха, добор воздуха, плавность дыхания и т. д.);
— фонематический слух (воспроизведение слов и слогов с оппозиционными звуками, характер допускаемых ошибок);
— фонематический анализ и синтез;
— языковой анализ и синтез (анализ состава предложения и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез).

7. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (соответствие знаний и представлений об окружающем возрасту ребенка и требованиям учебной программы).

8. Для дошкольников:
— Игровая деятельность:
— характер действий с предметами-игрушками (манипуляции, предметные, процессуальные действия, игра с элементами сюжета, сюжетно-ролевая игра);
— проявление интереса к игрушкам, игре со сверстниками, адекватность использования игрушек, использование предметов-заместителей.
— Адаптивное поведение:
— самообслуживание (умение самостоятельно кушать, навыки гигиены, одевания/раздевания и т. д);
— предпочитаемые занятия в свободной деятельности.
— Образовательные области(в соответствии с Учебной программой учреждения дошкольного образования):
— элементы математических представлений;
 обучение грамоте;
 изобразительная деятельность: умения рисования, аппликации, лепки и конструирования.

9. Для школьников:
— Сформированность школьных умений и навыков:
— знания, умения, навыки по математике;
— сформированность навыка чтения;
— сформированность навыка письма (наличие и характер ошибок).

10. Психолого-педагогическое заключение: квалификация выявленных трудностей в усвоении программного материала (имеют тотальный характер или проявляются в рамках отдельных учебных предметов, при усвоении материала отдельных разделов и темпрограммы; выраженность и стойкость трудностей в усвоении программного материала, возможность их преодоления при оказании обучающей помощи; влияние условий воспитания в семье на успешность учебы). Психологическое обоснование выявленных трудностей в обучении.

К психолого-педагогической характеристике прилагаются письменные работы школьника или самостоятельные работы дошкольника.

Характеристику подписывают все специалисты, которые принимали участие в ее составлении (учитель, воспитатель, учитель-дефектолог, педагог-психолог) и директор школы. Обязательно наличие печати и дата составления характеристики.