Методические рекомендации по подготовке и проведению городской конференции педагогических работников «Педагогический профессионализм как гарантия качества образования»

«Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель»
А. Дистервег

1. Рекомендации по организации и проведению ежегодной
городской конференции педагогических работников

Ежегодно в августе в целях развития городской образовательной системы и, в этом году, обеспечения реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 № 250 (далее – Государственная программа) проходит традиционная городская конференция педагогических работников. В 2016 году тема конференции: «Педагогический профессионализм как гарантия качества образования».
Предлагаемые рекомендации по подготовке конференции педагогических работников позволят ее организаторам подвести итоги деятельности за прошедший период и дать старт новым направлениям развития системы образования.
С 15 по 23 августа 2016 года заведующим учебно-методическими кабинетами районов и города необходимо организовать и провести в рамках общей проблемы педагогические секции.

Основные задачи педагогической конференции:
1. Информирование педагогической общественности о ходе и перспективах дальнейшей реализации Государственной программы.
Представление подробной информации о ходе реализации Государственной программы будет способствовать обеспечению открытости и прозрачности, становлению гражданского общества.
2. Публичная презентация с целью общественного признания достижений лучших учреждений образования города и педагогических работников.
Общественное признание необходимо для формирования благоприятной мотивационной среды, стимулирующей активность участия учреждений образования и педагогов в инновационной деятельности, и позитивного отношения к успехам учреждений и педагогов – лидеров. Решению этой задачи будет способствовать форма подачи максимально полной и разносторонней информации о лучших учреждениях образования и педагогических работниках, презентующих передовой опыт (выставки, стенды, буклеты, печатная продукция и т.д.) и раскрывающих обоснованность общественного признания. Рекомендуется показать «историю успеха» – путь развития.
На основе анализа результатов развития городской системы образования рекомендуется обозначить актуальные проблемы, требующие решения, чтобы в дальнейшем обеспечить системную адресную поддержку каждому субъекту образовательного сообщества (методические разработки и рекомендации, информационные материалы, консультации, мастер-классы, создание сетевых сообществ и т.д.).
Ключевым вопросом при подготовке является выбор темы предполагаемого доклада (сообщения), который отражает общую проблему, сформулированную в теме конференции.

Выбор темы конференции

Заведующим учебно-методическими кабинетами, руководителям городских (районных) методических формирований рекомендуется:
1. Привлечь к разработке тематики и содержания конференции педагогических работников на городском уровне и её организации специалистов органов управления образованием, руководителей учреждений образования, представителей науки, педагогических работников, родителей обучающихся, представителей средств массовой информации и всех заинтересованных служб.
2. Обозначить круг актуальных для целевой аудитории вопросов по успешной реализации Государственной программы на 2016/2017 учебный год, значимых ее аспектов для городской системы образования.

Рекомендуемые формы августовских мероприятий

В целях обеспечения эффективности августовских мероприятий рекомендуется использовать следующие формы работы:
1. Доклады и выступления руководителей органов управления образованием, представителей законодательных органов власти, педагогических работников, общественных организаций и т.д.
2. Выставки и презентации опыта лучших учреждений образования (опорных) и лучших педагогов, в том числе победителей конкурсов в системе образования, проектов талантливой молодежи и т.д.
3. «Круглые столы» по проблемам организации инновационной деятельности с участием специалистов и сотрудников УО «Могилевский государственный областной институт развития образования».
4. Мастер-классы педагогов, руководителей.
6. Групповое проектирование методов распространения и усиления положительных эффектов в городской системе образования по актуальным задачам современной модели образования.
7. Педагогическая студия.

Круглые столы
Круглый стол – это свободная конференция для непосредственного обсуждения различных проблем и вопросов. Круглый стол обычно носит информационно-пропагандистский характер и может устраиваться в целях рекламы какой-либо общественной проблемы.

Педагогическая студия
Педагогическая студия (методика разработана Н.Е. Щурковой), представляет собой универсальную форму совершенствования профессионализма педагогов.
Единая цель педагогических студий вне зависимости от их тематики – профессиональное осмысление (порой переосмысление) педагогической позиции и профессиональное оснащение педагогическим мастерством. Основное предназначение педагогической студии – формирование и развитие педагогических, методических умений, научно обоснованных и практически проверенных.
Вместе с тем педагогическая студия – это лаборатория творческих замыслов и новых идей, где в коллективном обсуждении или игре (ролевой, продуктивной и др.) проверяются идеи и предотвращаются возможные ошибки.
Существенным отличием студийной формы занятий является то, что обучение происходит почти одновременно на трех уровнях: теоретическом, методическом и технологическом. Рассмотрев теоретическое положение, слушатели находят его методическое воплощение применительно к педагогической системе своего учреждения образования и тут же, воспроизведя предлагаемую ситуацию в деловой игре (упражнении), определяют технологическую инструментовку данного методического решения.
Педагогическая студия органично решает проблему перевода процесса повышения квалификации в состояние творческое, инновационное. «Суть студийного движения в овладении педагогическим искусством – в доведении профессионализма до уровня, когда воспитания, организуемого педагогом, «не видно, когда работа … идет ненатужно и свободно, естественно и легко» (Н.Е. Щуркова).
Организацию обсуждений целесообразно проводить с участием представителей:

  • педагогической общественности;
  • органов управления образованием;
  • руководства учреждений образования и иных организаций;
  • профсоюзных и других общественных организаций.

Выставка
В рамках проведения августовских педагогических секций можно провести выставку-ярмарку работ педагогов, реализующих инновационные программы.
Цель выставки: продвижение лучших инноваций педагогических работников и педагогических объединений на различных уровнях.
Задачами выставки являются:

  • поддержка реализации Государственная программы;
  • поиск возможностей и ресурсов государственных, коммерческих и общественных институтов в продвижении передового педагогического опыта;
  • диссеминация педагогического инновационного опыта.

Выставка позволяет:

  • предложить коллегам инновационные образовательные материалы и услуги;
  • познакомиться с инновационным опытом коллег;
  • участвовать в презентации и обсуждении инновационных образовательных и социальных проектов.

Подведение итогов конференции

Итоги августовских мероприятий необходимо осветить в средствах массовой информации, на сайтах горисполкома, управления, отделов, учреждений образования. В публикуемой информации отметить количество и категорию участников, разнообразие содержания и форм мероприятий. Особое внимание уделить освещению работы приглашенных специалистов, отметить рассматриваемые вопросы и представить практический выход. Необходимо проанализировать доклады (выступления) по тематике и сферам практического применения, отметить, какие доклады, презентации инновационного опыта вызвали наибольший интерес участников совещания.
В целях эффективного проведения августовских мероприятий на основе анализа результатов развития городской системы образования рекомендуется обозначить актуальные проблемы, требующие решения. В дальнейшем необходимо обеспечить системную адресную поддержку каждому субъекту образовательного сообщества (методические разработки и рекомендации, информационные материалы, консультации, мастер-классы, создание сетевых сообществ и т.д.).
Важнейшей составляющей проведенных мероприятий должна стать выработка коллегиального решения. Постановляющая часть решения должна носить программный характер. В ней выделяются конкретные задачи, стоящие перед учреждениями образования на новый учебный год. Определяются мероприятия, направленные на обновление содержания и технологий образования, развитие вариативности образовательных программ, обновление структуры учреждений образования в соответствии с задачами инновационного развития, конкретные сроки проведения данных мероприятий, ответственные, а самое главное – результат, который должны достигнуть педагогические коллективы к концу учебного года.
Обобщенные результаты обсуждений с перечнем принятых решений необходимо направить в электронном виде в срок до 20.08.2016 на электронный адрес городского учебно-методического кабинета: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..


2. Основные направления реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы: ключевые изменения в системе образования

С 2016 года стартовала Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы, в которой выделены наиболее важные для экспертного анализа и формирования предложений проблемы, в том числе:

  • обеспечение доступности дошкольного образования до 3 лет и программы раннего развития;
  • модернизация педагогического образования;
  • модернизация системы дополнительного образования детей;
  • сокращение разрыва в качестве образовательных результатов учреждений образования;
  • усиление кадрового потенциала образовательной системы;
  • стратегические задачи развития системы оценки качества образования;
  • совершенствование условий для качественного обучения (развитие материально-технической базы учреждений образования);
  • развитие механизмов обратной связи, развитие институтов общественного участия в управлении образованием.

2.1. Дошкольное образование

Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов.
Начиная с 2017 года, дошкольное образование будет переходить на нормативное финансирование в рамках пилотного проекта.
При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей. Конкретными вариантами новой схемы могут стать группы дошкольного образования при учреждениях общего среднего образования, группы кратковременного пребывания при учреждениях образования различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования, вечерние, прогулочные, адаптационные группы, группы выходного дня, материнские школы, группы по подготовке к школе, размещение учреждений дошкольного образования на первых этажах жилых зданий при строительстве в микрорайонах-новостройках, открытие учреждений дошкольного образования во встроено-пристроенных или пристроенных к жилым домам помещениях (семейные детские сады), учреждений дошкольного образования частной формы собственности.
Уже в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей-педагогов.
В целом уже в ближайшей перспективе дошкольный этап образования должен стать всеобщим и массовым. Как минимум два года дошкольного образования в разных формах являются этапом взросления каждого белорусского ребенка. В результате предстоит обеспечить не только высокую готовность детей к школьному обучению, но и их раннюю позитивную социализацию, снижение случаев асоциального поведения.
В рамках популяризации белорусского языка именно для учреждений дошкольного образования остро стоит вопрос о развитии языкового запаса детей, подготовке их к восприятию родного языка.

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

  • повышение качества и доступности дошкольных образовательных услуг, соответствующих требованиям социально-экономического развития и информационного общества;
  • обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования;
  • государственно-частное партнерство в сфере дошкольного образования;
  • создание условий для раннего выявления, развития и реализации творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • развитие познавательной активности детей младшего возраста через опытно-экспериментальную деятельность;
  • апробация инклюзивных моделей получения дошкольного образования детьми с особенностями развития;
  • проектирование образовательного процесса в группах в соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • предметно-развивающая среда в старших группах для подготовки к школе;
  • комплексная диагностика уровня готовности детей к обучению в школе;
  • проектирование здоровьесберегающего пространства в группах учреждений дошкольного образования;
  • сохранение и укрепление кадрового потенциала, повышение профессиональной компетентности;
  • наставничество как эффективная форма взаимодействия в системе опытный педагог – начинающий педагог;
  • работа по непрерывному персонифицированному повышению профессионального мастерства педагогических кадров;
  • совершенствование системы материального и морального стимулирования труда педагогических работников учреждений дошкольного образования;
  • расширение форм предоставления образовательных услуг, в том числе на платной основе;
  • обеспечение преемственности на разных ступенях образования как одно из условий повышения качества образования;
  • инновационная деятельность как одно из направлений повышения качества образования;
  • проблемы современной семьи и работа с различными категориями семей;
  • приобщение детей дошкольного возраста к культуре белорусского народа;
  • улучшение качества организации питания воспитанников, применение автоматизированной системы по учету и контролю за качеством питания.

 
2.2. Общее образование

В настоящее время,  актуальна модель, позволяющая обеспечить достижение соответствующего уровня образования любому гражданину страны.
К 2020 году планируется закончить переход на относительную завершенность II ступени общего среднего образования.
Модель сегодняшнего школьного образования ориентирована на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.
К настоящему времени завершен организационный переход на принципы профильного обучения. При этом профильное обучение строится не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения учащимся индивидуальных образовательных траекторий. Допрофильное обучение сделает возможной разгрузку детей.  Свободное от уроков время школьника станет ценным ресурсом самообразования и дополнительного образования, что потребует расширения сферы дополнительного образования учащихся.
Продолжается поэтапный переход на обновленные учебные программы по предметам «Русский язык», «Белорусский язык», «Русская литература», «Белорусская литература». Требуется расширение мер по популяризации белорусского языка, начиная с первого класса.
Поэтапно вводится учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
Продолжится изучение учебного предмета «Искусство («Отечественная и мировая художественная культура») и увеличится до 2-х часов изучение учебного предмета «Трудовое обучение» учащимися 6-х классов.
Изучение учебного предмета «Физика» начнется с 7-го класса.
Поскольку в новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, то важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты. Постепенно изменяются подходы к оценке качества учебных достижений учащихся. Предполагается введение новых методов оценивания, которые будут отражать достижения и динамику индивидуального развития ребенка.
Для обеспечения нового качества общего среднего образования необходимо повысить квалификационный уровень педагогов, в том числе мотивацию педагогов на получение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист». Для этого необходимо использовать активные формы повышения методической компетентности работников образования.
О качестве общего среднего образования свидетельствуют результаты участия школьников в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Планомерное  преобразование библиотек в центры информационных ресурсов, укрепление и обновление базы учебных кабинетов позволяет создать условия для полноценного развития всех учащихся, включения и наиболее талантливых из них в интеллектуальную и творческую деятельность.
Эффективности использования всех образовательных ресурсов также будет способствовать оптимизация сети учреждений общего среднего образования, а именно: увеличение соотношения «учащийся-учитель».

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

  • современные системы оценки качества образования;
  • технология обучения младших школьников умениям проектно-исследовательской деятельности;
  • технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения;
  • предметно-развивающая среда образовательной организации, обеспечивающая требования государственного образовательного стандарта I  ступени общего среднего образования;
  • проблемы мотивации учебной деятельности на уроках и пути их решения (из опыта работы);
  • проектирование межпредметных курсов гуманитарного цикла в условиях реализации государственного образовательного стандарта;
  • проектирование урока в современной информационно-образовательной среде;
  • формы работы при обучении решению задач реальной математики;
  • методы и приемы, направленные на повышение интереса учащихся к изучению точных наук;
  • способы эффективной организации научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках;
  • системный подход к использованию современных педагогических технологий на уроках;
  • реализация коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам;
  • стандартизированные формы оценки достижения новых образовательных результатов;
  • перспективные подходы к развитию творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей. Развитие детской одаренности на уроках и во внеурочное время;
  • повышение результативности обучения в условиях интеграции общего и дополнительного образования;
  • преемственность на разных ступенях обучения как одно из условий повышения качества образования;
  • обеспечение индивидуальной траектории развития учащихся средствами дополнительного образования;
  • использование в образовательном процессе современных средств обучения и учебного оборудования, информационно-коммуникационных технологий;
  • способы повышения эффективности использования образовательных ресурсов учреждения образования;
  • создание условий для повышения квалификации учителями. Моральное и материальное стимулирование педагогов;
  • информационная компетентность педагога как средство развития творческой активности учащихся;
  • использование интерактивных методов и методов активного обучения в методической работе с педагогами;
  • наставничество как эффективная форма взаимодействия в системе опытный педагог – начинающий педагог;
  • сетевое взаимодействие участников образовательного процесса;
  • подходы к организации работы по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи (из опыта работы);
  • достижение и успехи «олимпиадника» – результат его образовательного маршрута;
  • проведение мероприятий, направленных на поддержку белорусскоязычного образования. Популяризация белорусского языка;
  • создание условий для выбора и изучения обязательного иностранного языка (немецкого, французского, испанского или китайского);
  • возможности факультативных занятий в работе с мотивированными на учебную деятельность учащимися;
  • роль факультативных занятий в образовательном и профессиональном самоопределении учащихся;
  • эффективные методы и средства обучения учащихся при подготовке к централизованному тестированию;
  • возможности дистанционного обучения при подготовке учащихся к участию в олимпиадном  и конкурсном движении, централизованном тестировании;   
  • формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
  • проблемы здоровьесбережения и их решение в условиях учреждения образования;
  • обеспечение максимального охвата горячим питанием учащихся в учреждениях образования. Улучшение качества питания;
  • расширение форм предоставления образовательных услуг, в том числе на платной основе;
  • создание эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования на уровне допрофильного образования (из опыта работы);
  • психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся (из опыта работы);
  • психологическая подготовка учащихся к предметным олимпиадам в условиях учреждения образования;
  • психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции;
  • социально-педагогическое и психологическое сопровождение образовательного процесса для повышения качества образования;
  • продуктивные приемы и методы по организации образовательной деятельности в контексте профильного обучения и допрофильной подготовки;
  • система работы по сотрудничеству учреждений общего среднего образования  с учреждениями дополнительного и профессионального образования; 
  • профориентационная поддержка учащихся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • организация мультипрофильного обучения на III ступени общего среднего образования (из опыта работы);
  • инновационная деятельность как одно из направлений повышения качества образования;
  • волонтерство как одно из направлений деятельности педагога социального в организации досуга подростка;
  • воспитание у подростков гражданственности и патриотизма на примере деятельности БРСМ, БРПО;
  • профилактика противоправного поведения несовершеннолетних;
  • профилактическая и коррекционная работа с учащимися подучетных категорий;
  • проблемы современной семьи и работа с различными категориями семей;
  • технологии работы с дезадаптированными детьми и подростками;
  • формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями и их семьям.

 

2.3. Специальное образование

Система специального образования в настоящее время характеризуется доступностью, вариативностью, поступательным движением к созданию в учреждениях образования развитой инфраструктуры «без барьеров», расширением границ взаимодействия детей с особенностями развития и обычных детей через развитие образовательной интеграции, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий обучения.
Обеспечивая реализацию образовательных программ специального образования, учреждения специального образования одновременно функционируют и как ресурсные центры, то есть являются материальной, информационной, методической базой для повышения качества специального образования, квалификации педагогов, работающих с детьми с ОПФР. Развитая сеть учреждений специального образования, интегрированного обучения и воспитания, пунктов коррекционно-педагогической помощи обеспечивает высокий процент охвата детей с ОПФР специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью. Создана система ранней комплексной помощи, предполагающая максимально раннее выявление нарушений в развитии ребенка и как можно более раннее начало работы с ребенком и его семьей, что способствует социализации ребенка, и позволяет в дальнейшем минимизировать имеющиеся у него проблемы.
Повышению качества образования и эффективности образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования, способствует создание адаптивной образовательной среды, использование в образовательном процессе специализированного оборудования, электронных средств обучения, специальных программ. В настоящее время в опорных учреждениях образования создана адаптивная образовательная среда. Однако не все учреждения образования оснащены реабилитационным оборудованием, специализированной техникой, различными устройствами и приспособлениями, адаптированными к потребностям детей с ОПФР, из-за высокой стоимости такого оборудования и небольших объемов его производства. Недостаточно развито дистанционное обучение лиц с ОПФР на разных уровнях образования, в том числе из-за отсутствия нормативной правовой базы и механизма его осуществления.
Важной характеристикой специального образования в нашей стране является развитие интегрированного обучения и воспитания. По-прежнему значимой проблемой является недостаточная обеспеченность интегрированного обучения и воспитания на уровне дошкольного и общего среднего образования учителями-дефектологами узкой специализации (тифлопедагог, сурдопедагог). В целях наиболее полного включения в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, будет обеспечено развитие инклюзивного образования.

 

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

  • создание адаптивной образовательной среды для увеличения охвата лиц с особенностями психофизического развития инклюзивными формами образования;
  • обеспечение педагогического сопровождения детей с аутистическими нарушениями в образовательном процессе;
  • развитие системы ранней комплексной помощи;
  • применение современного научно-методического обеспечения инклюзивного и специального образования;
  • создание условий для развития информационных коммуникационных технологий, в том числе образовательных дистанционных технологий;
  • сетевое партнерство как эффективная модель организации непрерывного образования педагогов;
  • наставничество как эффективная форма взаимодействия в системе опытный педагог – начинающий педагог;
  • использование интерактивных методов и методов активного обучения в методической работе с педагогами;
  • психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции;
  • технологии социального партнерства  в системе работы учреждений образования с семьей;
  • формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями и их семьям;
  • проблемы современной семьи и работа с различными категориями семей;
  • профилактическая и коррекционная работа с учащимися подучетных категорий;
  • профилактика противоправного поведения несовершеннолетних;
  • формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
  • воспитание у подростков гражданственности и патриотизма на примере деятельности БРСМ, БРПО;
  • проблемы и технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками;
  • создание условий для развития и поддержания в актуальном состоянии сайтов учреждений специального образования;
  • обеспечение индивидуальной траектории развития обучающихся средствами дополнительного образования.

 

2.4. Дополнительное образование

Дополнительное образование детей и молодежи представляет собой многообразие направлений и видов деятельности, учитывающих самые разные интересы, склонности и потребности ребенка, дает возможность проявления инициативы, активности и индивидуальности, способствует развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и профессиональному самоопределению обучающихся.
Современные учреждения дополнительного образования детей и молодежи отличаются вариативностью в организации своей деятельности и функционируют как открытые образовательные системы в социокультурных пространствах своих микрорайонов. На базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи реализуется значительная часть социальных, культурных, спортивно-массовых мероприятий, проектов учащихся, информационно-пропагандистских акций, работают детские досуговые площадки и профильные лагеря. Учреждения дополнительного образования детей и молодежи работают в режиме инновационного развития, внедряют различные формы проектной деятельности, развивают современные формы получения дополнительного образования, в том числе дистанционную.
Особое внимание уделяется работе с одаренной и талантливой молодежью. С учетом исключительной важности привлечения детей и молодежи в сферу высоких технологий и инноваций для решения задач развития реального сектора экономики, обеспечения высокотехнологичной промышленности, науки и предпринимательства квалифицированными кадрами возрастает роль технического творчества, научно-исследовательской деятельности учащихся путем вовлечения их в сферу изучения высоких технологий и раннюю профориентацию. В этих целях открываются современные объединения по интересам, представляющие интерес для учащихся старшего школьного возраста и учащейся молодежи, центры робототехники и раннего развития, расширяется сеть секций инженерно-технического, научно-исследовательского и спортивного профилей.
Учреждения дополнительного образования детей и молодежи активно развивают международные связи. Реализуются проекты, конкурсы в рамках Союзного государства России и Беларуси: слет юных туристов городов-героев и слет юных экологов России и Беларуси. Проводится конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства ”Таланты XXI века“.
Акцент в работе ставится на развитие системы патриотического, морально-этического и эстетического воспитания.

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

  • расширение сети объединений по интересам по различным профилям в учреждениях образования в целях увеличения охвата детей и молодежи дополнительным образованием;
  • модернизация методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи;
  • развитие дистанционной формы получения дополнительного образования детей и молодежи;
  • обеспечение связи между реализацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и профессиональной ориентацией учащихся в соответствии с потребностями города в трудовых ресурсах;
  • организация и проведение мероприятий, направленных на выявление и развитие творческих способностей детей и молодежи;
  • эффективное сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи в сфере дополнительного образования;
  • расширение форм предоставления услуг, направленных на своевременное развитие детей;
  • инновационная деятельность как одно из направлений повышения качества образования;
  • информационная компетентность педагога как средство развития творческой активности учащихся;
  • интеграция действий субъектов дополнительного образования детей и молодежи в процессе сетевого взаимодействия;
  • совершенствование педагогического мастерства и формирования профессиональных компетенций педагогов через оказание методической поддержки в условиях учреждения образования;
  • многоаспектная деятельность учреждений дополнительного образования детей и молодежи  в работе с одаренными детьми;
  • вариативность воспитательных систем и технологий развития ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей в условиях дополнительного образования;
  • обеспечение индивидуальной траектории развития обучающихся средствами дополнительного образования;
  • система работы с обучающимися подучетных категорий.

 

3. Состояние системы образования г. Могилева в условиях модернизации

Главной задачей региональной политики в сфере образования  является обеспечение доступности современного качественного образования для каждого ребенка независимо от места его проживания, состояния здоровья, социального положения семьи.
Образовательная система города позволяет удовлетворять различные образовательные и воспитательные потребности детей и подростков, возрастающие запросы родителей и общественности.
Значительные изменения происходят в сфере предоставления услуг общего среднего образования. В 2015/2016 учебном году в городе функционировали 44 учреждения общего среднего образования, в которых обучалось свыше 34 тыс. учащихся. С целью оптимизации сети учреждений общего среднего образования проводится реорганизация путем слияния 2х государственных учреждений общего среднего образования: «Средняя школа № 10 г. Могилева» и «Средняя школа № 11 г. Могилева», увеличивается средняя наполняемость классов с 22,6 до 23,7 (в Ленинском районе – с 22,3 до 23,4; в Октябрьском районе – с 22,5 до 23,7; в подведомственных учреждениях образования – с 24,1 до 24,8).
В экспериментальной и инновационной деятельности участвовало 30 учреждений образования (2015 год - 20 инновационных площадок и 6 экспериментальных; 2014 год – 28 и 5 соответственно).
В 2015 году образовательный процесс осуществляли 5747  педагогов (2014 г. – 5685),  из них 71 являлись приемными родителями  (2014 г. – 69).Работали 674 молодых специалиста со стажем до 3 лет  (2014 г. - 659). 68% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории (2014 г. – 63%), 7 педагогов – категорию «учитель-методист». Педагоги со стажем менее 1 года составляют 4,4% (2014 г. -  4, 7%), свыше 15 лет – 58,7%  (2014 г. – 58,1 %).
Число педагогических работников, имеющих сертификат пользователя информационных технологий, растет из года в год. За 3 года число таких педагогов выросло на 886 человек и составило 1625 человек (41 %). Больше всего педагогических работников, имеющих сертификат пользователя информационных технологий, в СШ № 32 (96,6%), СШ № 23 (93%), лицее БРУ (76,5%) и гимназия № 3 (73%).
На протяжении трех лет увеличивается число педагогов учреждений образования города, достигших признания в сфере образования (2013 год – 2267, 2014 год – 2406,  2015 год – 2509).
Высокие результаты ЦТ являются показателем системной и продуктивной работы учителей, осуществляющих подготовку учащихся выпускных классов.
В ТОП-100 учреждений общего среднего образования по результатам централизованного тестирования - 2015 вошли Лицей БРУ, гимназии №№ 1, 2, 3, средние школы №№ 15, 27. Лидером по итогам участия в ЦТ-2015 стали учащиеся Могилевской городской гимназии №1.
Получили максимальный результат в 100 баллов 4 выпускника учреждений общего среднего образования (СШ №№  18, 35, гимназия № 1) (2014 г. – 2 выпускника).
Выше городского уровня общий средний балл по итогам ЦТ-2015 в СШ № 40, 18, 15, 10, 2, 27, 42, 25 (в порядке убывания). Ниже областного уровня (34,5 балла) общий средний бал в СШ № 45, 17, 8, 28, 13, 23, 39, 7, 33, 38, 6, 19, 20, 22, 12.
Лидерами в области среди областных гимназий по итогам ЦТ стали Могилевская городская гимназия № 1 и гимназия № 2. Лицей БРУ среди лицеев области имеет второй результат по среднему баллу предметов.
В 2015 г. повысилось качество общего среднего образования. 62 выпускника XI классов учреждений общего среднего образования города награждены золотыми и серебряными медалями (2014 г. – 39 медалей, 2013 г. – 46 медалей). По итогам последних трех лет ежегодно медалями награждаются выпускники гимназий №№ 1,3,4, лицея БРУ, СШ №№ 17, 21, 25, 31. В течение двух последних лет награждались выпускники СШ №№ 2, 15, 18, 27, 28, 32,УПК ДССШ № 42.  Награждены похвальными листами за особые успехи в изучении отдельных предметов  277 выпускников. Вручены 130 свидетельств с отличием выпускникам IX классов (2014 г. – 96 свидетельств,  2013 г. – 90 свидетельств).
Процент поступления в учреждения высшего образования увеличился в текущем году до 69,3% (2014  г.  - 66,5%).  67% выпускников, поступивших в вузы, обучаются за счет бюджетных средств, 33% - за счет собственных средств. 100% выпускников гимназии № 3, СШ №№ 2, 40 поступили в вузы. Выше среднегородского показателя (69,3%) процент поступления в учреждения высшего образования у выпускников гимназий №№ 1, 2, 4, лицея БРУ (94-97%), СШ №№ 1, 5, 10, 18, 21, 25, 27, 31, 35, УПК ДССШ № 42, УПК ЯССШ № 44.  Ниже среднегородского показателя процент поступления у выпускников СШ №№ 4, 6, 7, 8. 9 11, 12, 15, 17, 19, 20, 22, 23, 26, 28, 33, 32, 34, 37, 38, 39, 41, 43, 45. Наиболее низкий процент поступления в СШ № 13 (25%). По Ленинскому району показатель составил 65,7%, по Октябрьскому району – 56,2%.
Процессы обновления позволили расширить спектр и повысить качество образовательных услуг.
В 2015/2016 учебном году в 25 учреждениях образования осуществляется изучение учебных предметов на повышенном уровне, в которых открыто 48 классов (842 учащихся), из них по 1-й модели – 19 классов (385 учащихся), по 2-й модели – 11 классов (257 учащихся), по 3-й модели – 8 классов (200 учащихся).
Начата работа педагогического (18 учащихся, СШ № 8), медицинского (28 учащихся, СШ № 45) классов. Продолжена работа транспортных (5 классов – 92 учащихся, СШ № 22) и военных (3 класса – 55 учащихся, УПК ДССШ № 12)  классов.
В 2015/2016 продолжили работу городские тренерские клубы по русскому и белорусскому языку и литературе, по математике, организована работа –  по истории, биологии и физике.
В заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам приняли участие 70 учащихся учреждений общего среднего образования города (56,5% от победителей третьего этапа). В 2014/2015учебном году 64 учащихся – 52,9% от победителей третьего этапа.
Победителями  олимпиады стали 21 учащийся, 30% от общего количества участников (в 2014/2015 учебном году 25 учащихся, 39,1% от общего количества участников).
На протяжении двух лет учащимися учреждений образования, подведомственных  управлению образования, спорта и туризма Могилевского горисполкома, завоевано по 11 дипломов (2014/2015 учебный год – 11 дипломов, 2013/2014 учебный год – 10 дипломов), уменьшается количество дипломов, завоеванных учащимися учреждений образования Ленинского  района (2015/2016 учебный год – 7 дипломов, 2014/2015 учебный год – 10 дипломов, 2013/2014 учебный год – 10 дипломов) и Октябрьского  района (2015/2016 учебный год – 3 диплома, 2014/2015 учебный год – 4 диплома, 2013/2014 учебный год – 8 дипломов) на 3 и на 1 диплом соответственно по сравнению с 2014/2015 учебным годом. 
По-прежнему подавляющее большинство учащихся города изучает в качестве иностранного языка английский язык (2015/2016 учебный год - 94,8 %, 2013/2014 уч. г. -  93%). Немецкий язык изучают 2,6% учащихся (в 2013/2014 уч. г. - 4%), французский – 2% (2013/2014 уч. г. - 2,5%), испанский – 0,5%.  В 2015 г. в гимназии № 3 организована работа 13 групп (150 учащихся) по изучению китайского языка в рамках сотрудничества с Институтом Конфуция в МГЛУ. СШ № 21 (82 учащихся) продолжает участие в проекте «Диплом немецкого языка I степени в Беларуси» со стороны Центрального управления по делам школьного образования за рубежом. В СШ № 2 продолжено изучение польского языка как языка национального меньшинства (138 учащихся).
Важным направлением в сфере образования области является обеспечение качественных услуг развития и образования для детей дошкольного возраста. В 2015/16 учебном году учреждения дошкольного образования посещают 16 449 воспитанников (2014 г. – 16 150). Организована работа 77 групп кратковременного пребывания по адаптации детей (в 2014/15 -- 53 группы), 31  группы материнской школы (в Ленинском районе - 15 групп, в Октябрьском районе - 16 групп).
Результатом пристального внимания управления к вопросам дошкольного детства стало в 2015 году снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни, которое составило 4,3 дня (2014 г. – 4,5 дня ), по состоянию на 1 января.  Стабилен индекс здоровья  – 58,7% (2014 г. – 58,7%).
На базе 17 учреждений дошкольного образования  в 2015 году функционируют 23 санаторные группы (в 2014 г. – 21 группа, в 2013 г. – 22 группы). Также функционируют 4 санаторных учреждения дошкольного образования  – 28 групп (ясли –  сад № 39, Санаторный ясли –   сад № 36, Санаторный ясли –  сад № 55, Санаторный ясли - сад № 85).
В рамках реализации республиканского экспериментального проекта «Апробация моделей организации образовательного процесса на платной основе в условиях учреждений дошкольного образования» в 2015 году организована работа четырёх групп на платной основе на условиях частичной самоокупаемости в государственном учреждении образования ДЦРР № 1 и одной группы я/с № 48 (до 01.12.2015 года я/с № 18 функционировало две группы). В 2013 году в ДЦРР № 1 функционировала 1 группа.
Расширился спектр и качество образовательных услуг в системе дополнительного образования. На протяжении трех лет наблюдается тенденция к увеличению количества учащихся, посещающих учреждения дополнительного образования  г. Могилева с 10138 чел. (2013 год) до 10607 чел. (2015 год; 2014 год – 10370 чел.). Следует отметить положительную динамику в МЦ «Юность» с 2241 чел. (2013 год) до 2565 чел. (2015 год; 2014 год – 2241);  ЦТ «Эверест» с 1804 чел. (2013 год) до 2111 чел. (2015 год; 2014 год – 1804 чел.). Увеличилось количество учащихся, посещающих учреждения дополнительного образования Октябрьского района, с 2291 чел. (2013 год) до 2622 чел. (2015 год; 2014 год – 2522 чел.); подведомственных учреждений –  с 3446 чел. (2013 год) до 3800 чел. (2015 год; 2014 год – 3623 чел.). Вместе с тем в Ленинском районе наблюдается снижение количества учащихся, посещающих учреждения дополнительного образования, с 4401 чел. (2013 год). до 4185 чел. (2015 год; 2014 год – 4225 чел.).
В 2015/2016 уч.г. в сравнении с предыдущим учебным годом   на 1,1%   увеличилось количество учащихся, занимающихся в объединениях, созданных на базе учреждений образования. Вместе с тем в сравнении с 2013/2014 учебным годом на 12,4 % снизилось количество учащихся, занятых в объединениях.
В 2015/2016 учебном году  в  1250 кружках, клубах, спортивных секциях, созданных на базе учреждений общего, среднего, специального и дополнительного образования,  занимается 25 179  детей, что составляет 71,1 % от общего количества учащихся. Занятость категорированных учащихся школьного возраста в кружках, клубах, спортивных секциях составляет более  85%.
Серьезное внимание уделяется организации полноценного отдыха детей и подростков. Совершенствуется инфраструктура загородных летних лагерей.
Сформирована и устоялась сеть структур специального образования Учреждения образования, в которых  реализуются программы специального образования, работали в режиме устойчивого развития.
В городе учтено 4327 детей с особенностями психофизического развития (2014 г. – 4062 ребенка). 501 ребенок с ОПФР в 2015/2016 учебном году обучаются в 4 государственных учреждениях специального образования (2014 г. – 491 ребенок).
В 2015 г. охват специальным образованием лиц с особенностями психофизического развития составил 98 % (2014 г. – 98 %).
В 2015 г. охват коррекционно-педагогической помощью лиц с особенностями психофизического развития составил 100 %. Обеспеченность учебными программами – 100 % (2014 г. – 100 %); учебными пособиями – 100 % (2014 г. – 94 %); учебно-методическими пособиями – 85% (2014 г. – 80%); дидактическими материалами – 83 % (2014 г. – 72%).
Постоянно осуществляется социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Количество выявленных в 2015 г. несовершеннолетних, находящихся  в социально опасном положении, составило 788 детей из 536 семей. Сняты с учета 644 ребенка  из  441 семьи, из них 480 несовершеннолетних - в связи с устранением  причин социально опасного положения (СОП). В 2014 г. выявлены  563  ребенка, находящиеся в СОП, воспитывающиеся в  384 семьях. 567 несовершеннолетних (372 семья) сняты с учета как находящиеся в СОП. 
В 2015 г. вырос процент охвата семейными формами устройства   несовершеннолетних из категорий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из 72 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, 63 охвачены семейными формами жизнеустройства, что составляет 87,5 % от общего количества детей данной категории. В 2014г.  охват семейными формами жизнеустройства составлял 51,1%, в 2013г. – 77,5%.
В 2015 г. уменьшился процент возмещения  обязанными лицами расходов на содержание несовершеннолетних, находящихся на государственном обеспечении.
В 2015 г. зафиксировано  66 фактов (62 учащихся) задержания учащихся учреждений общего среднего образования за распитие спиртного (2014 г.  - 69  фактов).
В 2015 г. 14  учащихся учреждений общего среднего образования, специального образования  совершили  20  преступлений (2014 г.: 16  учащихся школ совершили 23 преступления).

4. Проблемы системы образования города Могилева, требующие обсуждения

  1. обеспечение доступности дошкольного образования;
  2. совершенствование качества дошкольного образования;
  3. обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования;
  4. повышение качества общего среднего образования;
  5. оптимизация сети учреждений общего среднего образования (далее – УОСО);
  6. развитие инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития;
  7. обеспечение доступности и вариативности образования для лиц с особенностями психофизического развития
  8. увеличение показателя по охвату детей и молодежи дополнительным образованием;
  9. формирование у учащихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни, развитие творческих инициатив, обновление компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию, а также создание современной инфраструктуры дополнительного образования детей и молодежи;
  10. повышение эффективности осуществления и обновление методического обеспечения образования с учетом современных требований;
  11. создание условий по осуществлению информационного обеспечения учреждений образования на базе облачных технологий, выполнению работ в области информатизации системы образования;
  12. обеспечение доступности, качества и эффективности детского отдыха и оздоровления, развитие инфраструктуры и обеспечение инновационного характера развития воспитательно-оздоровительных учреждений образования;
  13. совершенствование работы учреждений с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, признанными нуждающимися в государственной защите, а также детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
  14. увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи, в общем числе детей указанной категории;
  15. обучение и воспитание несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания;
  16. создание безопасных условий пребывания, охрана жизни и здоровья во время образовательного процесса;
  17. обеспечение условий для результативного, конкурентно успешного участия обучающихся города в централизованных мероприятиях, в том числе направленных на поддержку белорусскоязычного образования.

| Печать | E-mail