Профессиональное портфолио педагога

Развитие механизмов самоопределения и самореализации учителя

А. А. Глинский,
декан факультета руководящих работников
и специалистов образования высшего звена АПО,
кандидат педагогических наук, доцент

Педагогические задачи и виды портфолио

Новые социально-экономические условия нашей республики требуют повышения кадрового потенциала на основе модернизации системы непрерывного профессионального образования, ключевой фигурой в которой остается педагог — личность активная, целеустремленная, деятельностно способная, совершенствующая профессиональные качества для решения задач, поставленных перед ней государством и обществом.

Однако современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, обогащением направлений и содержания деятельности учителя, усилением требований к его личностным и профессиональным качествам, результатам труда. Следовательно, сегодня он должен быть готов гибко реагировать на изменения образовательной ситуации, быстро адаптироваться к новым условиям, учитывать специфику существующих педагогических систем, стремиться в полной мере реализовать свой личностно-профессиональный потенциал.

Процесс модернизации общего среднего образования в Республике Беларусь ставит перед педагогической общественностью ряд новых задач, успешное решение которых будет способствовать обеспечению качества «конечного продукта»:

  • построение педагогом современных профессиональных ориентиров;
  • формирование (совершенствование) личностных пристрастий, построение собственной шкалы ценностей;
  • воспитание и развитие личностно-профессионального креативного мышления;
  • умение работать в смысловых полях, конструировать, создавать смысловые реальности;
  • умение работать с ситуацией, моделировать образовательные ситуации и находить эффективные пути их решения;
  • развитие коммуникативности, эмпатии, восприимчивости;
  • воспитание толерантности, интереса к иной культуре, способности вести диалог на различных уровнях.

В решении этих и других задач, связанных с повышением качества подготовки учителя школы ХХI века, совершенствованием его профессионально-педагогической культуры, развитием профессиональной компетентности, большую роль играет система методической работы общеобразовательного учреждения.

Методическая работа современной школы — это система научно-практических мероприятий, базирующаяся на достижениях педагогики и смежных наук (психологии, методологии, методики, социологии и др.), идеях передового педагогического опыта и обеспечивающая профессиональную адаптацию, становление, развитие и саморазвитие личности педагога для качественного решения задач обучения, воспитания и развития учащихся. Одним из важнейших направлений общешкольной методической работы является самообразование, которое определяется как специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение прогнозируемых личностно-профессиональных целей.

Естественно, что значимым также является развитие механизмов самоопределения и самореализации педагога, включение его в продуктивную преобразующую деятельность на всех этапах осуществления образовательного процесса.

В качестве одного из способов и средств решения таких задач, и, следовательно, профессионального развития педагога, выступает индивидуальное портфолио. В данной ситуации оно будет представлено как систематизация опыта и знаний, накапливаемых педагогом путем сбора профессионально значимой информации и материалов, отражающих результаты его деятельности. Это даст возможность администрации учреждения образования четче определить направления развития специалиста, пути оказания ему методической поддержки и помощи, дать объективную оценку его профессиональному уровню.

Профессиональное портфолио также представляет собой:

  • собрание материалов государственных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы общего среднего образования, локальных документов, сопровождающих работу методической службы и педагога учреждения образования;
  • форму целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;
  • технологию саморазвития и самосовершенствования;
  • средство самопрезентации и карьерного роста;
  • средство мотивации и стимулирования творческой активности и саморазвития;
  • способ иллюстрации усилий, достижений в различных областях профессиональной деятельности (учебно-воспитательной методической организационно-управленческой и др.);
  • средство анализа и оценки индивидуального прогресса.

В связи с этим профессиональные портфолио подразделяются на несколько видов.

Портфолио документов — необходимые для работы педагога государственные и локальные нормативно-правовые документы, а также документы отражающие его личностно-профессиональный рост — свидетельство о повышении квалификации свидетельство внештатного эксперта сертификат о присвоении квалификации «Эксперт-аудитор» и др.

Портфолио отзывов — рецензии на авторские учебные материалы; экспертная оценка образовательного процесса или результатов педагогического труда; другие материалы, характеризующие автора портфолио и уровень его профессионализма.

Портфолио процесса — материалы, характеризующие образовательный процесс: авторские материалы — методическая и/или дидактическая системы; образовательные технологии; учебные программы и планы курсов по выбору, спецкурсов, факультативов; образовательные проекты, методические рекомендации; применяемые в учебно-воспитательном процессе технологии, в том числе компьютерно-информационные, методики, методы, средства; дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми и др.

Портфолио результатов — качественные и количественные непосредственные и опосредованные показатели результатов работы педагога: уровень профессионально-педагогической подготовки, уровень профессионально-педагогической деятельности, уровень профессионально-педагогических результатов — личностный рост педагога, уровень развития его учеников; объективность оценки результатов деятельности.

По составу портфолио бывают простые и комплексные. Простые — это тематические портфолио: документальные, процессуальные. Комплексные портфолио отражают несколько позиций: отзывы и результаты; процессы и результаты. Практика работы учреждений образования свидетельствует о том, что педагоги чаще всего используют комплексные портфолио, позволяющие им обеспечивать системность того или иного реализуемого вида деятельности. Состав портфолио определяется конкретными задачами, которые ставит перед собой либо сам педагог, либо руководитель методического формирования.

Структура портфолио

Портфолио может иметь следующую структуру:

  1. Титульный лист (название учреждения образования, в котором работает педагог; адрес рабочий телефон; фамилия, имя, отчество педагога; специальность и специализация — преподаваемый предмет).
  2. Творческая визитка автора (образование педагога, общий трудовой и педагогический стаж работы, категория, профессиональные интересы, профессионально-педагогическое кредо, цели и задачи профессиональной деятельности, тема по самообразованию и др.).
  3. Нормативно-правовая и нормативно-регулирующая база деятельности педагога (государственные и локальные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога; инструктивно-методические материалы; указания, распоряжения региональных управленческих структур; программа и план по самообразованию критерии и показатели оценки уровня профессиональной деятельности за педагога и личностного развития учащихся и др.).
  4. Профессионально-педагогическая деятельность (организация образовательного процесса, внеклассная работа) и ее результативность (материалы данного раздела дают представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период):
    • авторские материалы, результативность которых апробирована на практике (разноуровневые учебные материалы, наглядно-иллюстративные материалы, рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы, наличие авторской дидактической системы и др.);
    • материалы, характеризующие результаты освоения учащимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по данной учебной дисциплине;
    • сравнительный анализ деятельности педагога на основании итогов контрольных работ, участия учеников в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;
    • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
    • данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности;
    • внеурочная деятельность по предмету (ведение курса по выбору, факультатива; подготовка учащихся к конкурсам, олимпиадам; профориентационная работа и др.).
  5. Научно-методическая деятельность (в этом разделе помещаются материалы, свидетельствующие об уровне научно-методической подготовки педагога, о результатах его исследовательско-экспериментальной работы, научно-исследовательской работы учащихся, других видах деятельности):
    • используемые образовательные технологии, методики (среди них авторские) с обоснованием их выбора;
    • используемые средства педагогической диагностики для оценки образовательного процесса и его результатов;
    • проведение исследовательско-экспериментальной работы, руководство исследовательской работой учащихся;
    • участие в семинарах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня;
    • участие в общешкольных инновационных проектах, реализация авторского проекта;
    • реализация темы по самообразованию;
    • участие в работе методического формирования (творческой группе, школе педагогического мастерства, методобъединении, кафедре и др.) и ее результативность;
    • обобщение либо самообобщение опыта работы;
    • формирование авторской методической системы и др.
  6. Оценка профессиональной деятельности педагога (рефлексивные материалы, материалы, характеризующие уровень и результаты деятельности педагога):
    • документальная оценка (сертификаты, свидетельства, грамоты, дипломы, благодарственные письма, отзывы, рецензии и др.);
    • материалы внутренних (ВШК) и внешних проверок (справки по итогам проверки, приказы, распоряжения);
    • работы педагога, отражающие его профессиональный уровень (проектные, исследовательские, наиболее значимые методические разработки, публикации из опыта работы, фото- и видеоматериалы и др.);
    • творческие работы учащихся, отражающие их предметную подготовку и уровень развития (рефераты, проекты, конкурсные работы и др.);
    • отзывы членов администрации, коллег, учащихся и их родителей об уровне профессиональной деятельности педагога, его авторитетность.

Роль технологии портфолио в совершенствовании индивидуального мастерства педагога и общешкольной методической работы

Портфолио включает все то, что может документально засвидетельствовать уровень мастерства и творчества педагога, способствовать оценке качества его работы.

Портфолио может быть представлено на бумажных носителях и в электронной версии. В первом случае — это файловая папка с вкладышами, в которой материалы размещаются в соответствии с указанной выше структурой. Электронная версия портфолио оформляется в виде электронных таблиц с приложениями отсканированных документов, подтверждающих наличие наработанных материалов и достижений педагога, а также электронных файлов с работами педагога и учащихся.

Процесс разработки и ведения портфолио (как способа и средства профессионального развития, которые рано или поздно подлежат оцениванию) не предполагает принципа обязательности. Данное нововведение, скорее, следует рассматривать как рекомендацию педагогу со стороны администрации, руководителя методического формирования, методиста с целью оптимизации его личностно-профессионального роста. В случае массового применения данной технологии в образовательном учреждении возникает необходимость разработки критериев оценки портфолио. К таким критериям следует отнести:

  • творческий подход к созданию портфолио;
  • степень обоснованности содержащихся в нем материалов;
  • глубину и практическую значимость данных материалов;
  • наличие выраженной авторской позиции при разработке материалов;
  • способ подачи материалов;
  • оформление портфолио и др.

Данные критерии будут востребованы не только при оценке авторских материалов педагогов руководством учреждения образования, но и при организации публичной презентации портфолио лучшими специалистами перед коллегами. Это, в свою очередь, обеспечит гласность итогов профессиональной деятельности и будет служить образцом творческого роста для начинающих педагогов.

Профессиональное портфолио — это авторские материалы, поэтому хранятся они у педагога и используются им в работе по своему усмотрению. При смене места работы авторское портфолио может выполнять функции рекомендаций.

Для того чтобы работа с портфолио приобрела определенную систему, целесообразно в функциональных обязанностях заместителя директора по учебно-воспитательной (учебно-методической) работе предусмотреть:

  • обучение педагогов работе с технологией портфолио (значимость его для творческого роста, структура, подбор материалов, их оформление);
  • оказание помощи педагогам в подготовке к публичной презентации авторского портфолио;
  • информирование педагогического коллектива о содержательной составляющей авторского портфолио успешного учителя, профессиональная деятельность которого представляет значимость для коллег;
  • учет оценки портфолио при подведении итогов работы педагогов.

По такому же образцу может быть создано портфолио руководителя общешкольной методической службы (заместителя директора, заведующего методическим кабинетом, методиста, руководителя методического формирования). Структура данного портфолио будет зависеть от приоритетных направлений методической работы, общешкольной методической темы, профессионального уровня педагогического коллектива, содержания работы с кадрами на соответствующем уровне.

Такое портфолио включает:

  1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность методической службы (как государственные, так и локальные).
  2. Структурно-функциональную модель методической службы.
  3. Схему взаимодействия с региональными (городскими, районными) методическими структурами.
  4. План методической работы на определенный период.
  5. Карты профессионального роста педагогов.
  6. Модель инновационного поля учреждения образования.
  7. Материалы, сопровождающие инновационную, исследовательско-экспериментальную работу педагогов (программы, планы, проекты, алгоритмы, рекомендации, критерии оценки идр.).
  8. Материалы по ППО (схемы, образцы, адреса ППО, список литературы по данной проблеме).
  9. Материалы, касающиеся аттестации педагогических кадров.
  10. План-график ВШК.
  11. Материалы из опыта работы педагогов школы.
  12. Мониторинговые материалы (памятки, образцы, схемы, алгоритмы, анкеты, перечень критериев и показателей оценки профессиональной деятельности педагога, аналитически материалы и др.).
  13. Аннотированный список литературы по теме общешкольной методической работы и др.

Реализация педагогом в практической деятельности технологии портфолио будет способствовать разработке авторской методической системы, которая включает в себя следующие компоненты (по В. М. Монахову): педагогические цели (глобальные, этапные, оперативные), методический стиль (элементы — когнитивный, мотивационный, содержательно-операционный индивидуально-творческий, рефлексивно-оценочный, методический опыт), организационные формы (традиционные и инновационные).

Таким образом, использование технологии портфолио поможет администрации целенаправленно и системно осуществлять мониторинг индивидуального профессионального совершенствования и развития личности каждого педагога, иметь полную информацию о результатах деятельности специалиста, выявлять ценный опыт с целью его распространения среди коллег, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом педагога, координировать коллегиальные усилия по повышению результативности работы учреждения образования.

| Печать | E-mail